Должны ли художники, чья работа использовалась для обучения генеративному ИИ, такому как ChatGPT, получать компенсацию за свой вклад? Питер Денг, вице-президент по потребительским продуктам компании OpenAI — создателя ChatGPT, — не захотел давать ответ, когда его спросили об этом на SXSW.
«Это отличный вопрос», — сказал он, когда венчурный партнер SignalFire (и бывший автор TechCrunch) Джош Констайн задал его. В толпе зрителей кричали «да», подтверждая, что Денг услышал этот вопрос. Неудивительно, что руководитель компании уклонился от ответа. OpenAI находится в деликатном правовом положении, когда речь идет о способах использования данных для обучения генеративных систем ИИ, таких как инструмент для создания произведений искусства DALL-E 3, который включен в ChatGPT.
Такие системы, как DALL-E 3, обучаются на огромном количестве примеров — произведений искусства, иллюстраций, фотографий, и т. д. , — обычно полученных с общедоступных сайтов и наборов данных в интернете. OpenAI и другие поставщики генеративного ИИ утверждают, что добросовестное использование — правовая доктрина, которая позволяет использовать произведения, защищенные авторским правом, для создания вторичного творения, если оно преобразует, защищает их практику сбора общедоступных данных и использования их для обучения, без компенсации или даже кредитования.
OpenAI недавно заявила, что невозможно создать полезные модели ИИ без материалов, защищенных авторским правом. «Обучение моделей ИИ с использованием общедоступных интернет-материалов является добросовестным использованием, что подтверждается давними и широко признанными прецедентами, — написала компания. — Мы считаем этот принцип справедливым по отношению к творцам, необходимым для новаторов и критически важным для конкурентоспособности США».
Коллективный иск, поданный художниками, включая Гжегожа Рутковского, известного своими работами над Dungeons & Dragons и Magic: The Gathering, против OpenAI и нескольких ее конкурентов (Midjourney и DeviantArt), проходит через суд. Ответчики утверждают, что такие инструменты, как DALL-E 3 и Midjourney, копируют стили художников без явного их разрешения, позволяя пользователям создавать новые работы, напоминающие оригиналы художников, за которые художники не получают никакой оплаты.
OpenAI имеет лицензионные соглашения с некоторыми поставщиками контента, такими как Shutterstock, и позволяет веб-мастерам блокировать поиск своего веб-сканера для сбора обучающих данных. Кроме того, как и некоторые из его конкурентов, OpenAI позволяет художникам «отключаться» и удалять свои работы из наборов данных, которые компания использует для обучения своих моделей, генерирующих изображения. Однако некоторые художники назвали обременительным инструмент отказа, который требует отправки отдельной копии каждого изображения для удаления вместе с описанием.
Денг сказал, что, по его мнению, художникам следует иметь больше свободы действий в создании и использовании инструментов генеративного ИИ, таких как DALL-E, но он не уверен, какую именно форму это может принять. «Артисты должны быть частью экосистемы, насколько это возможно, — сказал Денг. — Я считаю, что мы действительно немного больше поможем индустрии, если мы сможем найти способ ускорить маховик создания искусства. В некотором смысле каждый художник был вдохновлен художниками, которые были до него».
Ранее компания OpenAI получила сообщение о том, что ее подозревают в нарушении неприкосновенности частной жизни в Европейском союзе после многомесячного расследования деятельности ее ИИ-чат-бота ChatGPT, проведенного итальянским органом по защите данных. Ведомство направило OpenAI уведомление и дало компании 30 дней для ответа на обвинения.