В большинстве случаев истец требует от 20 тысяч до 50 тысяч рублей за нарушение прав на товарные знаки. Но, например, требования к организаторам детского шоу в Благовещенске, где свинка Пеппа участвовала без спроса, или к оптовикам могут достигать 1 млн рублей. По ряду исков суды уже вынесли решения: как правило, разбирательства заканчиваются мировым соглашением или частичным удовлетворением требований.
Управляющий партнер Semenov & Pevzner Роман Лукьянов, представляющий в судах интересы британской компании, уточнил, что большая часть исков касается мелкой розницы, где товар распространяется в небольшом количестве. «В основном это контрафактные игрушки, самая болезненная товарная категория для правообладателя», — рассказал он.
В ноябре прошлого года британская Outfit7 Ltd, обладающая правами на товарный знак Talking Tom and Friends, отсудила в первой инстанции 4,92 млн рублей у новосибирского ООО «Рич Фэмили», оптом торговавшего игрушками «Кот Кузя». Этот же ответчик выплатил 2,6 млн рублей владельцу бренда мишек Me to You — компании Carte Blanche Greetings Ltd.
Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов считает, что сейчас разбирательства такого рода стали системной проблемой малого бизнеса — «карательными компенсациями устраивают массовый геноцид индивидуальных предпринимателей, состоящих большей частью из потерявших работу женщин». Свинка Пеппа «идет по проторенной дорожке» за мишкой Тедди, «Смешариками», «Фиксиками», а также рекордсменами по числу споров о защите товарного знака «Машей и Медведем», констатирует омбудсмен.
Впрочем, по словам Семенова, если до декабрьского постановления Конституционного суда РФ истцы обычно получали по 10 тысяч рублей за каждый объект права, теперь суды начали снижать уровень претензий до 1 тысячи.
Напомним, в декабре 2016 года КС, рассматривая ситуацию с товарными знаками «Фиксиков» и диском Стаса Михайлова, указал, что в исключительных случаях сумма компенсации может быть и ниже порога в 10 тысяч рублей. «Суду должна предоставляться возможность уменьшать явно несправедливый размер санкции ниже указанного в законе минимального предела», — говорится в решении КС. Но для этого суды должны разобраться в особенностях конкретных дел (например, выяснить, было ли нарушение совершено впервые и не повлекло ли оно существенный ущерб для правообладателей).
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.