Новости

Вредные выбросы от центров обработки данных оказались на 662% выше, чем утверждали техногиганты

В последние годы IG Tech сделала несколько громких заявлений о выбросах парниковых газов. Но по мере того как развитие искусственного интеллекта все больше повышает потребность в энергии, отрасли становится все труднее скрывать истинные затраты на центры обработки данных, стоящие за технологической революцией. Согласно анализу Guardian, с 2020 по 2022 год реальные выбросы от дата-центров, принадлежащих компаниям Google, Microsoft, Meta* (запрещена на территории РФ) и Apple примерно на 662%, или в 7,62 раза выше, чем указано в их официальных сообщениях.

Компания Amazon является крупнейшим эмитентом из большой пятерки технологических компаний на милю. Выбросы второго по величине эмитента, Apple, составили менее половины от выбросов Amazon в 2022 году. Тем не менее Amazon не была включена в расчеты выше, потому что ее отличная от других бизнес-модель затрудняет выделение данных о выбросах в разрезе центров обработки данных, принадлежащих компании.

В связи с ростом спроса на энергию для дата-центров многие беспокоятся, что выбросы углекислого газа также увеличатся. Международное энергетическое агентство заявило, что в 2022 году на центры обработки данных уже приходилось от 1% до 1,5% мирового потребления электроэнергии. И это было до того, как в конце того же года, после запуска ChatGPT, начался бум искусственного интеллекта.

ИИ гораздо более энергоемок, чем обычные облачные приложения. По данным Goldman Sachs, обработка одного запроса ChatGPT требует почти в 10 раз больше электроэнергии, чем поиск в Google. Таким образом, спрос на электроэнергию в центрах обработки данных вырастет к 2030 году на 160%. Конкурент Goldman Sachs Morgan Stanley в своем исследовании сделал аналогичные выводы, прогнозируя, что к 2030 году выбросы центров обработки данных во всем мире составят до 2,5 млрд метрических тонн CO2.

В то же время все пять технологических компаний заявили о своей углеродной нейтральности, хотя Google в прошлом году отказалась от этого утверждения, поскольку ужесточила свои стандарты учета выбросов углерода. Amazon заявила в июле, что она достигла своей цели на семь лет раньше и сократила валовые выбросы на 3%.

«Все сводится к творческому подходу к учету, — объяснил представитель Amazon Employees for Climate Justice, правозащитной группы, состоящей из нынешних сотрудников Amazon, которые недовольны действиями своего работодателя в области экологии. — Amazon, несмотря на весь пиар и пропаганду, которые вы видите, расширяет использование ископаемого топлива, будь то в центрах обработки данных или в дизельных грузовиках».

Наиболее важными инструментами в этом «творческом» подходе, когда речь идет о центрах обработки данных, являются сертификаты возобновляемой энергии, или Recs. Это сертификаты, которыми компания доказывает, что приобретает электроэнергию из возобновляемых источников. Однако загвоздка в том, что эта зеленая энергия не обязательно должна потребляться объектами компании. Скорее, место производства может находиться где угодно.

Rec используются для расчета рыночных выбросов, или официальных данных о выбросах, производимых предприятиями. Если исключить из уравнения Recs и Offsets, мы получаем выбросы по местоположению — фактические выбросы, генерируемые в области, где обрабатываются данные.

Рост объема этих выбросов вызывает тревогу. Если бы эти пять компаний были в одной стране, сумма их выбросов в 2022 году поставила бы их на 33-е место в мире, уступив Филиппинам и опередив Алжир.

Многие эксперты также признают, что метрики, основанные на местоположении, более прозрачны, чем официальные, основанные на рыночных данных. «Учет на основе местоположения дает точную картину выбросов, связанных с энергией, которая фактически потребляется для работы центра обработки данных», — сказал Джей Дитрих, директор по исследованиям в области устойчивого развития в Uptime Institute, ведущей консультационной и исследовательской организации по центрам обработки данных.

Тем не менее Протокол по парниковым газам (ПГ), орган по надзору за учетом выбросов углерода, позволяет использовать Rec в официальной отчетности. Именно они стали камнем преткновения между технологическими компаниями.

С одной стороны, есть партнерство Emissions First, возглавляемое Amazon и Meta*, чтобы продолжать использовать Rec для учета независимо от географического положения. На практике это лишь несколько более свободная интерпретация того, что уже разрешено Протоколом по парниковым газам.

Противоположная фракция, возглавляемая Google и Microsoft, утверждает, что необходимо сопоставление производства возобновляемых источников энергии и потребления энергии для центров обработки данных на основе времени и местоположения.

Google называет это своей целью 24/7, стремясь, чтобы к 2030 году все ее объекты работали на возобновляемых источниках энергии 24 часа в сутки семь дней в неделю. Microsoft называет своей целью 100/100/0 — чтобы к 2030 году все ее объекты работали на 100% безуглеродной энергии 100% времени, не производя закупок энергии на основе углерода. Google уже отказалась от использования Rec, и Microsoft намерена сделать то же самое к 2030 году.

Ученые также выступают против вседозволенности Протокола по выбросам парниковых газов в отношении Rec. В открытом письме от 2015 года, которое подписали более 50 человек, утверждалось: «Основополагающим принципом учета выбросов парниковых газов должно быть то, что ни одной компании не разрешается сообщать о сокращении своего воздействия на выбросы парниковых газов в случае действия, которое не приводит к изменению общих выбросов парниковых газов. Тем не менее именно это может произойти при использовании контрактного метода отчетности».

Надо признать, что GHG Protocol просит компании сообщать цифры, основанные на местоположении, наряду с цифрами, основанными на Rec. Но ни одна компания не включает в свои годовые экологические отчеты как географические, так и рыночные показатели по всем трем подкатегориям выбросов.

На самом деле цифры, основанные на местоположении, сообщаются только напрямую, то есть не скрываются в заявлениях третьих лиц или в сносках, лишь двумя компаниями — Google и Meta*. Однако эти компании включают эти цифры только для одного подтипа выбросов — косвенных выбросов, обусловленных приобретением энергии у коммунальных предприятий.

Собственные центры обработки данных — эта категория включает в себя большую часть выбросов, возникающих в результате работы собственного центра обработки данных, поскольку речь идет о выбросах, связанных с покупной энергией — в основном электричеством.

Центры обработки данных также должны составлять большую часть общих выбросов для каждой компании, за исключением Amazon, учитывая, что другие источники выбросов, указанные в этой категории, для этих компаний связаны с электроэнергией, потребляемой офисами и торговыми площадями фирм, — операциями относительно небольшими и не углеродоемкими. У Amazon есть еще одна углеродоемкая бизнес-вертикаль — склады и логистика электронной коммерции.

Для компаний, предоставляющих данные по конкретным центрам обработки данных — Meta* и Microsoft, — это справедливо. На центры обработки данных приходится 100% выбросов Meta* по приобретенной энергии и 97,4% выбросов, связанных с местоположением. Для Microsoft эти цифры составили 97,4% и 95,6% соответственно.

Огромные различия в фактических и официальных цифрах выбросов демонстрируют, насколько углеродоемкими на самом деле являются дата-центры. Meta*, например, сообщает о своих официальных выбросах за 2022 год в размере 273 метрических тонн CO2. Весь этот объем приходится на центры обработки данных. В соответствии с системой учета, основанной на местоположении, это число возрастает более чем до 3,8 млн метрических тонн CO2 только для дата-центров — более чем в 19 тыс. раз больше.

Аналогичный результат можно наблюдать и у Microsoft. Компания сообщила о выбросах, связанных с центрами обработки данных, за 2022 год в размере 280 782 метрических тонн CO2. При использовании метода учета на основе местоположения это число возрастает до 6,1 млн метрических тонн CO2, что почти в 22 раза больше.

В то время как разрыв в отчетности Meta* более вопиющий, выбросы обеих компаний на основе местоположения выше, потому что они недооценивают именно выбросы своих центров обработки данных. 97,4% от этой разницы в данных Meta* за 2022 год составляют незаявленные выбросы, связанные с центрами обработки данных. У Microsoft они составляют 95,55%.

Конкретные данные о выбросах остальных компаний, связанных с центрами обработки данных, недоступны. Однако Google и Apple имеют схожие с Meta* и Microsoft бизнес-модели и вполне вероятно, что их выбросы будут аналогично выше.

В общей сложности показатель объема выбросов, рассчитанный на основе местоположения, в период с 2020 по 2022 год был как минимум на 275%, или в 3,75 раза выше по сравнению с показателями в их официальных данных. Amazon не предоставила данные на основе местоположения за 2020 и 2021 годы, и для расчета за те годы использовались ее официальные (и, вероятно, гораздо более низкие) цифры.

Крупные технологические компании также арендуют большую часть мощностей своих центров обработки данных у сторонних операторов. По данным Synergy Research Group, в 2022 году на долю крупных технологических компаний приходилось 37% мировых мощностей дата-центров, причем половина этих мощностей поступила через сторонние контракты. Хотя в эту группу входят и другие компании, помимо Google, Amazon, Meta*, Microsoft и Apple, она дает представление о масштабах деятельности сторонних поставщиков.

Эти выбросы теоретически должны попадать в категорию, где учитываются все выбросы в ответственности компании, которые не могут быть отнесены к потребляемым топливу или электроэнергии. В случае крупной технологической компании это включает в себя все, от производственных процессов оборудования, которое она продает (например iPhone или Kindle), до выхлопных газов автомобилей сотрудников во время их поездок в офис.

Когда речь идет о центрах обработки данных, эта категория выбросов будет включать в себя углерод, выбрасываемый при строительстве собственных дата-центров, а также углерод, выделяемый в процессе производства оборудования, используемого в них. Она также может включать объем загрязнений, связанных со сторонними центрами обработки данных, с которыми сотрудничают компании.

Однако доказать, полностью ли эти выбросы включены в отчеты, практически невозможно. Кроме того, все фирмы используют рыночные метрики для этих показателей, то есть выбросы сторонних центров обработки данных также занижены в официальных данных.

Из фирм, которые сообщают о своих выбросах на основе местоположения в сносках, только Apple, начиная с 2022 года, имеет большой разрыв между официальной цифрой и показателем, основанным на местоположении. Этот разрыв в значительной степени можно объяснить учетом выбросов в центрах обработки данных.

По прогнозам, к 2030 году спрос на электроэнергию в дата-центрах удвоится из-за дополнительной нагрузки, которую создает искусственный интеллект, сообщает Научно-исследовательский институт электроэнергетики.

«Относительный вклад вычислительных нагрузок ИИ в центры обработки данных Google, как я его понимал, когда уходил в 2022 году, был относительно скромным, — сказал Крис Тейлор, нынешний генеральный директор компании Gridstor и бывший руководитель подразделения энергетической стратегии центров обработки данных Google. — Два года назад ИИ не был нашим главным беспокойством по крайней мере в энергетической команде».

Тейлор объяснил, что большая часть роста, который он наблюдал в центрах обработки данных во время работы в Google, была связана с развитием Google Cloud, поскольку большинство предприятий переносили свои ИТ-задачи на облачные серверы компании.

Смогут ли сегодняшние электросети выдержать растущие потребности ИИ в энергии, неясно. Один из лидеров отрасли Марк Ганзи, генеральный директор DigitalBridge, частной инвестиционной компании, которая владеет двумя крупнейшими в мире сторонними операторами центров обработки данных, заявил, что сектор центров обработки данных может исчерпать свои мощности в течение следующих двух лет.

И поскольку во всем мире нагрузка на сети продолжает расти, чтобы удовлетворить спрос, может оказаться практически невозможно вовремя ввести в строй новые мощности по производству возобновляемой энергии.