Новости

Все больше россиянок становятся предпринимательницами. За год их количество увеличилось на 100 тыс.

Банк для предпринимателей «Точка» исследовал, как ведут бизнес российские женщины. Оценили, в каких сферах бизнес-вумен наиболее успешны и как растут их обороты из года в год. О результатах исследования банк рассказал редакции Inc.

Аналитики отмечают растущее число россиянок в бизнесе. По данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в 2023 году зарегистрировались на 22% больше предпринимательниц, чем в 2022. Это на 95 тыс. новых компаний больше, чем в прошлом году. В 2022 году их общее количество составляло 429 922, а в 2023 году — 524 991. Согласно исследованию, с 2021 года растет доля женщин и среди вновь зарегистрированных предпринимателей. В 2020 году они открыли 38% от общего числа новых предприятий в стране. А в 2023 году этот показатель достиг 43%.

«Точка» назвала топ-6 сфер, в которых россиянки предпочитают открывать свое дело. Оказалось, что чаще всего женщины ведут бизнес в области бухгалтерского учета, финансового аудита и налогового консультирования. Они возглавляют 83,8% организаций в этой области. Кроме того, они чаще выбирают бьюти-индустрию (73,9% от общего числа предпринимателей), сферу дополнительного образования (65,8%), дизайн (58,8%), розничную торговлю через маркетплейсы (53,2%), а также открывают агентства недвижимости (51,9%).

Аналитики «Точки» подсчитали средние годовые обороты и проследили за изменениями медианного оборота предприятий, возглавляемых женщинами, сравнив данные за 2023 и 2022 год. Самые высокие обороты показали компании, осуществляющие деятельность, связанную с перевозками. Здесь рост относительно 2022 года составил 28%. Это объясняется тем, что такая деятельность часто связана с логистикой на маркетплейсах, где доля предпринимательниц также высока.

На 14% выросли обороты в оптовой торговле различными товарами без какой-либо конкретной специализации. Выручка ресторанов и услуг по доставке продуктов питания прибавила в 2023 году 27%. Эта группа включает в себя как рестораны, в том числе быстрого обслуживания, так и кафе, бары, а также продажу еды навынос и доставку продуктов и готовых блюд.

Обороты предприятий розничной торговли преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах выросли на 14% по сравнению с 2022 годом. Это магазины, где наряду с пищевыми продуктами продаются и другие товары.

Что касается компаний под руководством женщин, занимающихся организацией отдыха и развлечений, то их выручка увеличилась на 46%. Эта сфера включает деятельность спортивных организаций, продажу билетов, а также деятельность тренеров в различных видах спорта.

По данным «Точки», в России чаще всего в бизнес уходят представительницы поколения миллениалов, родившиеся между 1985 и 2002 годами. В 2023 году их доля от общего числа предпринимательниц составила 54%. При этом активно ведут бизнес и женщины поколения «X», (с 1964 по 1984 года рождения). Они составляют 39% от общего числа предпринимательниц. На тех, кто родился до 1964 года, приходится 5%, а еще 2% — на зумеров, родившихся после 2003 года.

Опрос сервиса «Прогноз спроса» компании Platforma и финансового маркетплейса «Сравни» показал, что основными технологическими решениями, внедренными малым и средним бизнесом в 2023 году, стали нейросети, усовершенствованные системы кибербезопасности и облачные сервисы. При этом лишь 15% российских компаний малого и среднего бизнеса не модернизировали ИТ-инфраструктуру, а 13% компаний отказались от использования технологий ИИ в 2023 году.