Согласно последнему исследованию, проведенному специалистами из Университета Ватерлоо, мудрость обычно воспринимается как способность использовать собственные знания и логично мыслить, одновременно учитывая эмоции и взгляды других людей. Это понимание мудрости оказалось единым для 12 стран и на пяти континентах.
Ученые исследовали принципы, на основе которых мы оцениваем мудрость в политическом лидерстве, науке и повседневной жизни. В различных культурах оценки участников сходились на двух аспектах: рефлексивной ориентации и социально-эмоциональном осознании. Рефлексивная ориентация включает в себя логическое мышление, контроль над эмоциями и применение знаний.
Социально-эмоциональное осознание включает внимание к чувствам других и учет социального контекста. «К нашему удивлению, эти две составляющие проявились во всех культурных регионах, которые мы изучили, и обе были связаны с явным приписыванием мудрости», — сказал доктор Максим Руднев, научный сотрудник по психологии в Ватерлоо и ведущий автор исследования.
Исследование показывает, как люди из разных стран могут оценивать, поддерживать и доверять лидерам, педагогам и другим влиятельным личностям. Примером может служить отношение людей к бывшему президенту США Дональду Трампу и настоящему президенту Джо Байдену.
«Несмотря на то что оба аспекта мудрости действуют совместно, люди связывают мудрость в большей степени с умением рефлексировать. Если кто-то не способен на осмысление и логическое мышление, то восприятие его как социально-эмоционального, компетентного и морального человека не компенсирует этого, — отметил доктор Игорь Гроссман, ведущий автор и директор Лаборатории мудрости и культуры в Университете Ватерлоо. — Этот феномен был очевиден после известных дебатов между Трампом и Байденом на президентских выборах 2024 года: несмотря на то что оба кандидата считались недостаточно рефлексивными, многие зрители сочли, что Трамп выиграл дебаты, поскольку Байден был воспринят как эмоционально доброжелательный, но интеллектуально слабый».
Консорциум «География философии» организовал сотрудничество между 26 исследовательскими учреждениями, куда входили ученые из Северной и Южной Америки (Канада, США, Эквадор, Перу), Азии (Китай, Индия, Япония, Южная Корея), Африки (Марокко, ЮАР) и Европы (Словакия).
В исследовании участвовали 2 707 человек, представляющих 16 разнообразных социально-экономических и культурных групп. Участникам предложили оценить 10 известных личностей, включая ученых, политиков и преподавателей, в условиях сложного жизненного выбора, где отсутствовал однозначно правильный или неправильный ответ. После этого они должны были оценить степень мудрости этих личностей и самих себя. Собранные данные были проанализированы для понимания ключевых факторов, влияющих на восприятие мудрости как индивидуально, так и на уровне групп.
«Примечательно, что участники часто оценивали себя как менее мудрых по сравнению с большинством рассмотренных примеров, особенно в отношении рефлексивной ориентации, хотя проявляли большую уверенность в своих социально-эмоциональных качествах, — прокомментировал Руднев. — Исследование восприятия мудрости на глобальном уровне имеет значительные последствия для лидерства, образовательных процессов и межкультурного взаимодействия. Это важный первый шаг к осознанию универсальных принципов восприятия мудрости в разных культурах».
Большинству взрослых людей никогда не приходится проходить тест на IQ. Но тесты для оценки когнитивных способностей учащихся, такие как тест когнитивных способностей (Cat), используются в школах по всему миру. Эти тесты очень похожи на тесты IQ, их прохождение может быть мучительным для детей. Наука показывает, что, независимо от возраста, улучшить свои показатели в когнитивных тестах можно, однако это не сделает человека умнее.