Количество женщин в советах директоров и топ-менеджменте компаний сохраняется на крайне низком уровне, а женщины, занимающие позиции в правлении компаний, остаются не самыми влиятельными ее членами. К таким выводам пришли авторы отчета Altrata, посвященного глобальному гендерному разнообразию.
В исследовании Altrata под названием Global Gender Diversity были рассмотрены 1677 публичных компаний в 20 странах по состоянию на I квартал 2022 года. Около 28,2% членов совета директоров — женщины, следует из отчета. Однако многие из них занимают неруководящие должности (non-executive roles), которые часто связаны с контролем за правлением, а не с реальными полномочиями по принятию решений.
Женщины составляют около 9,9% исполнительных директоров (executive directors) и 8,9% председателей советов директоров. В докладе говорится, что около трети неруководящих позиций занимают женщины.
В топ-менеджментах компаний дела обстоят еще хуже. Только 5% генеральных директоров — женщины, среди членов руководства их 19,2%. Индекс S&P 500 дает более высокую долю женщин-руководителей — 6,8%.
Ни в одной из исследованных компаний не было совета директоров, состоящего исключительно из женщин. При этом по состоянию на июнь 2022 года в 81 правлении были только мужчины.
В отчете говорится, что работа женщин в высшем руководстве (C-suite) становится ключом к увеличению числа женщин-CEO. Генеральных директоров часто набирают из топ-менеджмента, и наличие женщин на этих должностях отражает способности компании поддерживать и обучать их.
«Если недостаточное количество женщин получает корпоративный опыт, необходимый для того, чтобы претендовать на самые влиятельные должности, это может замедлить продвижение к достижению справедливости на самых высоких уровнях корпоративной власти», — заявили авторы доклада Global Gender Diversity 2022 Майя Имберг и Мейн Шабан.
Некоторые компании выступают за введение квот для повышения разнообразия. В 11 из 20 стран, участвовавших в исследовании, существуют либо обязательные, либо добровольные контрольные показатели репрезентации женщин в советах директоров. В результате в корпоративных советах в этих странах 32% женщин. Для сравнения: в девяти странах без такого требования, включая США, средний показатель — 24%.
По словам Altrata, репрезентация женщин может еще больше увеличиться в результате законодательных усилий. Например, Испания еще не достигла цели, чтобы 40% директоров в публичных компаниях были женщины. Пока чуть более трети директоров — женщины.
Одним из аргументов против таких требований было опасение, что одних и тех же женщин будут снова и снова приглашать в состав советов директоров компаний, но исследование показало, что беспокойство преувеличенно.
«Опасения по поводу того, что женщины могут быть более склонны к overboarding, чем мужчины, кажутся преувеличенными», — говорится в отчете. Анализ Altrata показал, что мужчины-директора работали в среднем в 1,8 публичных компаниях, а женщины в среднем входили в 2,1 совета директоров.
В 2021 году женщины в России зарабатывали в 1,5 раза меньше мужчин. По данным FinExpertiza, средний заработок женщин, занятых на крупных и средних предприятиях, составил с учетом всех премиальных 42,8 тыс. руб., а мужчин — 62,1 тыс. руб.
Гендерный разрыв в зарплатах для высококвалифицированных специалистов и руководителей в России значительно выше, чем для работников низкой квалификации. К примеру, зарплата женщин на руководящих должностях составляет всего 69,2% от мужской.