Из-за истечения лизинговых контрактов один из крупных операторов каршеринга «Яндекс.Драйв» сокращает парк. Об этом «Коммерсанту» рассказали два источника на рынке. По оценке одного из них, сервис может потерять до 35% автопарка в 2022 году.
Производители перестали выдавать квоты для каршеринга из-за дефицита автомобилей, пишет «Коммерсант». При этом лизинговые компании повысили ставки с 8% до 20%. Китайские производители не смогут заместить спрос, в том числе из-за высоких цен и нарушенных цепочек поставок, считает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев.
Российские марки автомобилей не подходят для каршеринга, добавляет эксперт. Их пробег достигает 100–120 тыс. км в год, при таких условиях эксплуатации машины приходилось списывать до того, как на них закончится лизинговый договор.
Другие сервисы каршеринга также сталкиваются со сложностями при закупке новых машин. Кроме того, сервисам не хватает комплектующих из-за перебоев с поставками и приостановки работы некоторых компаний на российском рынке. Стоимость комплектующих уже выросла как минимум на 20%, говорит источник в одном из сервисов.
На фоне подорожания автомобилей, комплектующих, роста лизинговых ставок и затрат на штат разработчиков стоимость поездок неизбежно будет расти, отметил Юрий Николаев. По оценке «ТИАР-Центра» и РАЭК, оборот рынка каршеринга в России в 2021 году составил 41 млрд руб.
По данным «Яндекс.Драйв», парк насчитывает более 16 тыс. автомобилей. Совокупная выручка ООО «Яндекс.Драйв» и ООО «Яндекс.Каршеринг» в 2021 году составила 12,56 млрд руб., чистый убыток — почти 370 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакс».