Российские издания столкнулись с радикальным сокращением трафика от «Яндекс.Дзена». Их не устраивает новая политика платформы, которая набрала аудиторию, в том числе, благодаря контенту СМИ, а теперь переориентировалась на блогеров. Об этом пишет «Коммерсант».
По данным Liveinternet, количество заходов на сайты СМИ с «Яндекс.Дзена» в ноябре 2021 года сократилось вдвое по сравнению с тем же периодом 2020 года, до 4,5 млн пользователей в сутки. Количество просмотров контента в каналах медиа на «Дзене» упало в 2,5 раза, до менее 10 млн в сутки. Некоторые СМИ пострадали сильнее остальных: так, трафик на сайты «Комсомольской правды» (КП) и «РИА Новости» упал с 1,8 млн до 600 тыс.
Представитель «Яндекса» пояснил, что «Дзен» прекратил обмениваться трафиком со СМИ еще в апреле 2021 года. Вторая причина, по его словам, в активном росте видеоформатов, которые перетягивают внимание аудитории: «В нашем фокусе — развитие блог-платформы». Но «Дзен» по-прежнему заинтересован в контенте от медиа и предлагает редакциям освоить новые форматы, например короткие ролики, сказали в «Яндексе».
Ситуация «очень болезненна», отметила заместитель гендиректора КП Олеся Носова: «В ряде регионов доля трафика с „Дзена“ достигала 50%. Заместить это невозможно». Трафик «Дождя» (признан в России иноагентом) из «Яндекс.Дзена» резко упал в августе и не восстановился, рассказал его главред Владимир Моторин: «Если сравнивать со средним числом переходов из „Дзена“ за первые семь месяцев года, то к октябрю сайт потерял 75% трафика».
Число переходов с «Дзена» на РБК с января упало в 4 раза, до 6 млн, сообщили в медиахолдинге: «„Дзен“ для нас становится настолько несущественным, что трудозатраты на минимальное поддержание каналов РБК не окупаются, а для получения трафика приходится конкурировать в том числе с фейками и „желтыми“ материалами». РБК планирует уйти с платформы в начале 2022 года из-за «непартнерского поведения» и «пожелтения».
«Дзен» начинался с идеи о том, что нейросеть будет рекомендовать контент, сказал издатель N+1 Андрей Коняев. Но «весь контент на „Дзене“ был про сиськи», и платформа привлекла издателей, чтобы повысить качество, добавляет он: «Сейчас медиа «„Дзену“ больше не нужны, у него есть блогеры».