Япония является настолько трудолюбивой страной, что в ее языке есть специальный термин, обозначающий буквально «заработать себя до смерти». Однако сейчас страна пытается решить тревожную проблему нехватки рабочей силы, убеждая больше людей и компании перейти на четырехдневную рабочую неделю, сообщает CNBC.
Впервые правительство Японии выразило поддержку сокращенной рабочей неделе в 2021 году после того, как законодатели одобрили эту идею. В надежде привлечь компании, особенно малый и средний бизнес, правительство запустило кампанию «реформы стиля работы», которая продвигает сокращение рабочего дня и другие гибкие договоренности наряду с ограничениями на сверхурочные и оплачиваемым ежегодным отпуском. Министерство труда недавно начало предлагать бесплатные консультации, гранты и растущую библиотеку историй успеха в качестве дополнительной мотивации.
«Создавая общество, в котором работники могут выбирать из множества стилей работы в зависимости от своих обстоятельств, мы стремимся создать эффективный цикл роста и распределения и дать возможность каждому работнику иметь лучшие перспективы на будущее», — говорится на веб-сайте министерства о кампании «hatarakikata kaikaku», что переводится как «внедрение инноваций в нашу работу».
Однако, как сообщает Департамент, курирующий новые услуги поддержки для предприятий, на данный момент только три компании обратились за консультациями по внесению изменений, соответствующим нормативным актам и доступным субсидиям, что иллюстрирует трудности, с которыми сталкивается инициатива.
По словам Ёхея Мори, курирующего эту инициативу в одной из компаний Panasonic, из числа сотрудников, имеющих право на четырехдневный график работы на предприятии-производителе электроники и входящих в его группу компаний в Японии, только 150 сотрудников из 63 тыс. решили им воспользоваться.
Хотя 85% работодателей сообщают, что предоставляют своим работникам два выходных в неделю, существуют правовые ограничения на сверхурочные часы, которые обсуждаются с профсоюзами и подробно излагаются в контрактах. Но некоторые японцы «обслуживают сверхурочные», то есть это не регистрируется и выполняется без компенсации.
Страна всегда славилась культурой трудоголизма, поэтому Правительская поддержка, направленная на улучшение баланса между работой и личной жизнью, стала заметным изменением в Японии. В недавнем правительственном документе о «кароси» («смерть от переутомления») говорится, что в Японии ежегодно регистрируются не менее 54 таких смертей, в том числе от сердечных приступов.
«Серьезные, добросовестные и трудолюбивые» японцы, как правило, ценят свои отношения с коллегами и выстраивают связи со своими компаниями, а японские телешоу и комиксы манга часто фокусируются на рабочем месте, говорит Тим Крейг, автор книги под названием «Крутая Япония: примеры из японской культурной и творческой индустрии».
«Работа здесь имеет большое значение. Это не просто способ заработать деньги, хотя и это тоже так», — сказал Крейг, который ранее преподавал в Doshisha Business School и основал редакционно-переводческую фирму BlueSky Academic Services.
По мнению некоторых чиновников, изменение этого мышления имеет решающее значение для сохранения жизнеспособной рабочей силы на фоне стремительного падения рождаемости в Японии. Согласно правительственным данным, численность населения трудоспособного возраста в 2065 году сократится на 40%, до 45 млн человек с нынешних 74 млн.
Те, кто поддерживают модель трех выходных дней, считают, что люди, воспитывающие детей, ухаживающие за пожилыми родственниками, пенсионеры и другие лица, ищущие гибкий график или дополнительный доход, способны дольше оставаться на такой работе.
Акико Йокогама, работающая в Spelldata, небольшой токийской технологической компании, которая позволяет сотрудникам работать по четырехдневному графику, берет выходные по средам, а также по субботам и воскресеньям. Дополнительный выходной позволяет ей сделать прическу, побывать на других встречах или пройтись по магазинам.
«Когда чувствуешь себя плохо, сложно продолжать работать пять дней подряд. Отдых позволяет восстановиться или сходить к врачу. Эмоционально это менее стрессово», — говорит Йокогама.
Ее муж, брокер по недвижимости, также получает выходной по средам, но работает по выходным, что является обычным явлением в его отрасли. По словам Йокогамы, это позволяет паре выезжать на семейные пикники в середине недели с ребенком младшего школьного возраста.
Японская компания Fast Retailing, владеющая Uniqlo, Theory, J Brand и другими брендами одежды, фармацевтическая компания Shionogi & Co. и электронные компании Ricoh Co. и „Хитачи“ в последние годы также начали предлагать четырехдневную рабочую неделю.
С 2020 года в брокерской компании SMBC Nikko Securities Inc. работникам разрешено работать четыре дня в неделю. Банковский гигант Mizuho Financial Group предлагает трехдневный график. Однако критики действий правительства говорят, что на практике люди, работающие по четырехдневному графику, зачастую работают так же усердно, но за меньшую плату.
Но есть признаки перемен. Ежегодный опрос Гэллапа, измеряющий вовлеченность сотрудников, поставил Японию на одно из первых мест в списке стран с наименее вовлеченными работниками среди всех опрошенных национальностей. В последнем опросе только 6% японских респондентов назвали себя вовлеченными в работу по сравнению со средним мировым показателем в 23%.
Это означает, что относительно немногие японские работники чувствовали себя глубоко вовлеченными в свое рабочее место и с энтузиазмом относились к своей работе, в то время как большинство работали, не вкладывая в нее энтузиазма и энергии.
Президент токийской компании NS Group Канако Огино считает, что предложение гибкого графика работы является особенно обязательным условием для тех сфер услуг, где работают женщины. Компания, которая управляет караоке-клубами и отелями, предлагает 30 различных вариантов графика работы, включая четырехдневную рабочую неделю, но также и длительные перерывы между работой.
Чтобы никто из работников NS Group не чувствовал себя наказанным за выбор альтернативного графика, Огино дважды в год спрашивает каждого из своих 4 тыс. сотрудников, как они хотят работать. Утверждение индивидуальных потребностей может быть воспринято неодобрительно в Японии, где от вас ожидают жертв ради общего блага.
Тем временем в Китае миллионы выпускников колледжей оказываются в трудной ситуации из-за растущей безработицы. Некоторые из них вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу или даже жить на пенсию своих родителей. В этом году фраза «дети с гнилыми хвостами» стала широко использоваться в социальных сетях, в параллели с выражением «здания с гнилыми хвостами»: это десятки миллионов недостроенных домов, которые символизируют кризис недвижимости в Китае.