Новости

Постоянно заняты? 3 признака токсичного трудоголизма (и что с этим делать)

Сотни непрочитанных электронных писем и сообщений. Непрекращающиеся рабочие встречи. Бесконечный список дел, которые вам никогда не закончить. Знакомо? Средний сотрудник тратит 28% рабочего дня, отвечая на электронные письма, показало исследование McKinsey 2012 года. Но зачем вам быть занятыми на самом деле?

Эти электронные письма не исчезнут в ближайшее время, но не нужно отчаиваться. Консультант по маркетинговой стратегии и брендингу и бывший спикер президентской кампании Дори Кларк уверена, что многие просто неправильно понимают, что такое быть занятыми.

Когда их спрашивают, почему они чувствуют себя такими уставшими, то они ссылаются на внешние причины, например поток электронных писем или постоянные созвоны в Zoom. В своем выступлении на TED Кларк заявила, что это всего лишь проявления занятости, а не коренные причины.

Понять эту разницу и будет ключом к тому, чтобы вырваться из «стрессовой петли». Кларк определила три основные причины, по которым люди предпочитают чувствовать себя занятыми. Пусть это будет первым шагом к тому, чтобы вернуть себе свое время.

Это показатель статуса

Чувство занятости заставляет нас чувствовать себя важными. Исследование бизнес-школы Колумбийского университета объясняет, почему мы так думаем. Ученые проанализировали, как люди оценивают чужой статус, и обнаружили, что американцы все чаще воспринимают тех, кто переутомлен и постоянно занят, как обладающих более высоким социальным статусом.

Отучиться от чего-то настолько укоренившегося в обществе, как одержимость работой, не получится быстро. Это нормально, но Кларк хочет, чтобы люди хотя бы начали осознавать вред этой подсознательной практики.

«Когда мы говорим „О, я так безумно занят“, на самом деле мы говорим о том, что одобряется в обществе: „Я так важен! Я так популярен! Я так востребован!“— отметила Кларк. — И правда в том, что от этого чувства бывает трудно отказаться, даже если мы говорим, что хотим этого».

Это помогает избегать неопределенности

Человеческий мозг, как известно, не любит двусмысленности, и многие из нас используют постоянную работу как способ избежать неопределенности.

Неопределенность, особенно на работе, может навредить здоровью. Исследование стресса, проведенное Американской психологической ассоциацией в 2022 году, показало, что 81% людей считают глобальную неопределенность основной причиной стресса.

Но неопределенность заложена в самой сути жизни. Попытка избежать ее, намеренно занимаясь чем-то, приводит к усугублению стресса — как раз того, чего вы пытаетесь избежать.

«Иногда нам дают задачи, и мы просто не знаем, как их выполнить. „Увеличить продажи на 30%“. Ну как?» — говорит Кларк. Вы начинаете вдвое усерднее делать то, что уже делали. «Может, это не лучший ответ, но это ответ, и он устраняет неопределенность», — добавила консультант по маркетинговой стратегии.

Это первичное стремление избегать неопределенности — даже когда это означает оставаться занятым, когда вы этого не хотите, — усиливается тогда, когда вы сталкиваетесь с более глубокими вопросами, такими как размышления о том, действительно ли ваша работа делает вас счастливыми.

«По правде говоря, это часто вопросы, на которые мы можем не захотеть получить ответ. И поэтому мы становимся занятыми, так что нам даже не приходится задавать вопрос», — резюмирует Кларк.

Это помогает уйти от проблем

Иногда люди пытаются заглушить личные проблемы работой. В 2013 году у Кларк умер любимый кот Гедеон: осознание того, что питомец не будет ждать ее дома, подтолкнуло Кларк превратить всю жизнь в работу.

«В течение двух лет моя жизнь в основном состояла из поездок на Uber в аэропорт, в отель и обратно, потому что я просто не хотела сталкиваться с этим, — вспоминает она. — У многих из нас есть вещи, с которыми мы иногда не хотим сталкиваться. То, что мы действительно ищем в работе, — это анестезия».

Как разорвать этот порочный круг

Если вы узнали себя в выше описанном, вам повезло: вы можете извлечь пользу, просто замечая в себе нездоровые проявления трудоголизма, говорит Кларк.

«Мы должны честно рассказать о том, что действительно нас мотивирует, чтобы мы могли сделать другой выбор, — рассуждает консультант по брендингу. — Речь идет только о нашем выборе. Нам нужно признать, что настоящая свобода заключается в создании пространства, где мы можем дышать и думать».