Посмотрев несколько видео на одну тему, можно возомнить себя не только достаточно осведомленным, но даже экспертом. То же самое с поиском информации в интернете: ищет Google, а умнее всех вы. Наука объясняет возникновение таких ситуаций множеством когнитивных искажений, когда нам приятно думать о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Исследования это подтверждают.
Исследование, опубликованное в 2021 году в научном журнале Royal Society Open Science, показало, что посмотревшие трехминутное видео, в котором пилот совершает посадку, были на 30% увереннее, что они смогут сделать то же самое в чрезвычайной ситуации, по сравнению с теми, кто не смотрел ролик. При этом на видео даже не были показаны руки пилота.
Преувеличение
Одна из причин, по которым просмотр короткого ролика может убедить человека в его сверхспособностях, кроется в преувеличении. Вам кажется, что вы можете сделать то, чего никогда не делали. Это связано с желанием не выглядеть хуже других, чтобы окружающие высоко нас оценивали, объясняют социальные психологи.
Такое преувеличение собственных способностей довольно естественно. Оно объясняется феноменом Баадера — Майнхоф, или иллюзией частности. Так называется когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как повторяющаяся слишком часто.
Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что недавние выпускники колледжей сильно переоценивают — преувеличивают — то, насколько хорошо они разбираются в своей области знаний, и заметно недооценивают то, сколько информации они забыли.
Социальные психологи называют это иллюзией глубины объяснения — психологический эффект, когда люди склонны считать, что понимают тему лучше, чем на самом деле.
Эффект Даннинга-Крюгера
Знаете эффект Даннинга-Крюгера? Так называют склонность людей неправильно оценивать свои способности. Люди менее чем со средними способностями склонны переоценивать себя, в то время как люди с более высокими — не осознают, насколько они хороши.
Если сложить отсутствие самосознания и низкие когнитивные способности, возникает та самая ситуация, когда человек склонен переоценивать собственные интеллект и компетентность.
Эффект выше среднего
Многие знакомы со знаменитым исследованием, которое показало, что более 80% человек считают, что они водят машину выше среднего, хотя это математически невозможно. Это при том, что респонденты однажды получили травму в автомобильной аварии. Более позднее исследование показало, что менее 1% опрошенных считали себя «ниже среднего».
Действительно, большинство людей думают, что они лучше остальных практически во всем. Метаанализ ряда исследований показал, что люди оценивают себя выше среднего по целому ряду параметров: креативность, интеллект, надежность, сложение тела, честность, дружелюбие и другие.
Социальные психологи называют это когнитивное искажение иллюзорным превосходством. Оно проявляется в склонности преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки в сравнении с другими людьми. Все это возвращает нас к YouTube и Google.
Видеть не значит делать
Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, включало простой эксперимент. Сначала добровольцам задавали вопросы вроде «что такое глютен». Одной группе разрешили пользоваться интернетом, а другой — нет.
Затем испытуемым из обеих групп задали дополнительные вопросы и предложили оценить, насколько они разбираются в предложенных темах.
Группа, которая пользовалась Google, значительно переоценила свою компетентность. «Поиск информации в интернете создает иллюзию, когда люди ошибочно принимают доступ к информации за собственное понимание данных», — объяснили исследователи.
Другими словами, мысль о том, что я знаю, где взять информацию, заставляет меня думать, что эта информация уже есть у меня «в голове». Это то, что может происходить, когда вы смотрите видео на YouTube или ищете что-то в Google.
Прочитайте также
5 ментальных блоков, которые мешают вам учиться на своих ошибках
В исследовании, опубликованном в научном журнале Psychological Science, добровольцам предлагалось смотреть видео, связанные с определенными навыками, разное количество раз. Некоторые смотрели ролик один раз, а другие — одно и то же видео до 20 раз.
Испытуемые, которые смотрели ролик несколько раз, были гораздо увереннее в том, что они освоили навык, хотя на практике они применяли его не лучше, чем те, кто смотрел видео только один раз.
Так как же не поддаться всем этим когнитивным уловкам, которые подсовывает мозг? Попробуйте делать все, что, как вам кажется, вы узнали. Во-первых, вы поймете, что знаете не так много, как думаете.
Во-вторых, вы поймете, как делать то, что, как вам кажется, вы умеете. Исследования показывают, что самотестирование значительно ускоряет процесс обучения и позволяет лучше запомнить информацию.
В-третьих, вы перестанете быть самонадеянными, потому что ваш уровень уверенности будет основываться на реальных результатах, а не на защитных реакциях и когнитивных искажениях.