По данным сервиса «Актион Финансы», с начала 2022 года 60% компаний заморозили или приостановили инвестиции. Исследование есть в распоряжении Inc. Главными причинами стали нехватка собственных средств (а кредитов недостаточно или их условия невыгодны) и проблемы с поставками оборудования и комплектующих, без которых проект нельзя запустить.
Корпоративная справочно-образовательная система для финансистов «Актион Финансы» опросила финансовых директоров, чтобы узнать, как они оценивают перспективы бизнеса и во что готовы инвестировать. В опросе приняли участие СFO из Москвы и Санкт-Петербурга, других крупных регионов России, преимущественно из сфер торговли и производства.
Половина респондентов не готовы озвучить сроки приостановки инвестиций: по их словам, все зависит от ситуации на рынке. Четверть финансовых директоров сказали, что пауза продлится полгода, еще четверть готовы вернуться к инвестициям через год.
«Нужно время, чтобы заново просчитать бизнес-план и переоценить потребительский спрос. То, что планировали выводить на рынок вчера, сегодня в новой реальности может быть и не нужно. А заработать можно на совсем других товарах или услугах», — считает эксперт «Актион Финансы» Инна Кленова.
Главными показателями для инвестиций традиционно были доходность, срок окупаемости проекта и сумма вкладываемых средств. Теперь на первое место вышли риски. По словам Кленовой, бизнес проявляет крайнюю осторожность и не готов пока рисковать.
У 52% компаний приоритетными стали инвестиции в развитие текущего бизнеса, еще 22% готовы вкладываться в проекты, связанные с государственным участием или финансированием, поскольку «они гарантируют стабильность и безопасность».
В производство импортозамещающих товаров готовы инвестировать только 17% компаний. Импортозамещением респонденты называют поиск альтернативных поставщиков и параллельный импорт.
В начале июня эксперты из «Нетологии» спрогнозировали падение инвестиций в онлайн-образование в России на 80%. Изначально компания ожидала рост на 50%. По данным «Нетологии», рост EdTech-рынка в целом в 2022 году составил 20%, до 270 млрд руб.