С середины марта 2022 года в Роспатент подали 50 заявок на регистрацию известных брендов, включая Durex, Apple, Mastercard, BMW, Chanel, McDonald’s и другие, узнал РБК. Большинство заявок копируют айдентику оригинальных брендов, однако есть и примеры переработки торговой марки с копированием стиля, вроде «Nezpresso» и «Идея».
«Кто нам мешает, если они уходят из страны? Это их выбор», — сказал изданию предприниматель Александр Герштейн, который планирует развивать производство своих товаров под маркой Durex. Более того, он со своим партнером Вадимом Рябченко подал заявки на регистрацию брендов Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена).
На регистрацию Mastercard, American Express и Audi была подана заявка от автономной некоммерческой организации «Агентство поддержки рынка интеллектуальной собственности» (АПРИС). Также есть заявки на регистрацию брендов Coca-Cola, Adidas, Pampers, Reebok и многих других.
Юристы сказали РБК, что у бизнеса практически нет шансов зарегистрировать эти бренды, несмотря на то что компании приостановили деятельность в России. Основанием для отказа может стать авторское право или критерий «сходства до степени смешения».
«Тот факт, что какие-то компании приостановили свою деятельность в России, не значит, что они прекратили свое существование и что в отношении принадлежащих им товарных знаков более не осуществляется правовая охрана», — цитирует издание слова управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина.
Это станет возможно, только если правительство решит аннулировать всю интеллектуальную собственность «недружественных» стран, объяснил управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.
При этом 23 марта Роспатент принял заявку на регистрацию бренда «Идея». Новая компания хочет заменить приостановившую работу на территории России шведскую мебельную компанию IKEA. Заявку подала «Люксорта-Сервис» — компания по дизайну и ремонту квартир из Санкт-Петербурга Константина Куккоева.