Революция в минимизации издержек в конце 1960 годов оптимизировала работу сферы производства, а появление интернета сократило расстояние между ретейлерами и потребителями. Сейчас происходят новые изменения, которые вызваны желанием потребителя обладать товаром здесь и сейчас. О том, как ожидания клиентов изменяют бизнес, РБК рассказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
Традиционная экономическая теория не рассматривала в качестве конкурентного фактора время, которое отделяло момент появления желания что-либо приобрести от момента обладания товаром. Вместе с обогащением развитых обществ потребительскую свободу начали связывать и с правом обладать товаром «здесь и сейчас». Это желание становится легко коммерциализируемым: переоцененные услуги доставки стали популярными.
За последние несколько лет интернет-ретейлер Amazon распространил услугу доставки в течение рабочего дня более чем на 70% товаров, которые компания продавала самостоятельно (а не поставляла от других интернет-ретейлеров). Цены на подобные услуги не останавливают потребителей — этот сегмент продаж ежегодно увеличивается на 25—60%. Потребители легко тратят деньги ради ощущения быстрого удовлетворения желаний.
Владислав Иноземцев
«Психология все больше становится фактором экономического развития. Крупные экономики, как я полагаю, сегодня стоят на пороге масштабной революции, переосмысливающей принципы экономии денег и времени. В относительно недалеком будущем немедленная доступность продукта станет главным инструментом конкурентной борьбы».
По прогнозам Владислава Иноземцева, такой подход может распространиться на инвестиционные или сырьевые товары. При этом экономика «здесь и сейчас» угрожает разделить мир, поскольку она требует грузовых терминалов, парка самолетов, скоростных железных дорог, отсутствия пробок в крупных городах и особой культуры отношения к потребителю. А цифровая экономика скорее объединяет мир — с помощью информационных систем люди могут (с минимальным набором физической инфраструктуры) мгновенно обмениваться массивами данных, читать газеты и смотреть ТВ со всего мира. Самые большие экономические выгоды способен принести контакт между потребителем и продуктом.
В 2017 году оборот интернет-торговли в России должен составить $7 млрд, а в США — $445—455 млрд (в 65 раз больше). Выручка от доставки у «Почты России» — $1,74 млрд, тогда как лишь у FedEx — $60,3 млрд. У пяти ведущих компаний сектора этот показатель превышает $250 млрд. В ближайшие несколько лет этот разрыв будет увеличиваться: в США и Европе бум сверхбыстрой доставки только начинается, а в России он рискует затормозиться из-за высоких цен и низкого качества обслуживания.
Владислав Иноземцев
«Еще большую проблему экономикам типа российской сможет создать распространение в западных обществах самой психологии нового типа потребления. Вся логика, например, капитанов отечественной энергетики основана на том, что им удастся выиграть ценовую конкуренцию на рынке нефти и газа за счет удержания низкой стоимости добываемого традиционными методами сырья и сбыта его по долгосрочным контрактам. … Однако трансформация, которая происходит сегодня на наших глазах, способна в масштабе всего западного общества радикально подорвать традиционную логику зацикленности на цене в пользу гибкости и скорости поставок, а в этом сланцевым компаниям в мире нет равных».
По словам Иноземцева, в скором времени для России остро встанет проблема отсутствия индустриальной и логистической базы, над которыми могло бы появиться постиндустриальное хозяйство XXI века.
Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru