Стартап Zipline начал работу в 2016 году в Руанде. Его основатели знали о проблемах местной медицины и решили организовать доставку крови и лекарств дронами в труднодоступные районы. Успех проекта показал, что люди нуждаются в таких технологиях, и сейчас Zipline готовится к запуску в Танзании и США. Журналистка The Verge Рэйчел Бэйкер побывала на тестовом полигоне в Калифорнии.
Полигон находится в Кремниевой долине. Там работают несколько десятков человек в фирменных футболках Zipline, и сейчас они заняты тестированием нового аппарата — красно-белого дрона для доставки медикаментов. Один из сотрудников центрального операционного центра Дэн Червонка вспоминает, что для него все началось во время одного из тестовых запусков. «Они позволили мне запустить один дрон и я понял, что это мое. Я постоянно думал о том, что должен работать здесь, потому что они меняют мир и спасают чужие жизни. И сделал все, чтобы меня взяли», — рассказывает он.
Полигон стоит на огромном пустыре и, по утверждению Бэйкер, выглядит как лунная база — огромный белый купол с антеннами. Повсюду лежат беспилотники: готовые к тестам и наполовину разобранные. Запускает их оператор Джефф Фарр — предприниматель, который бросил бизнес по организации аэросъемок ради работы в Zipline. «У меня был прибыльный бизнес, а потом я увидел статью про Zipline с заголовком “Наши дроны спасают жизни”», — вспоминает он. Прочитав о том, как беспилотники доставляют кровь для переливания, он подал резюме и в 2016 году начал работать в стартапе.
Во время тестов дроны нагружают абсолютно такими же пакетами, которые беспилотники сбрасывают в Руанде, но они наполнены водой, а не кровью. Аппараты пролетают несколько десятков метров, а затем «выплевывают» эти пакеты, которые спускаются вниз на небольших парашютах. Расчетом траектории полета занимается Келлер Ринаудо — он вспоминает, как менялось отношение критиков к стартапу и их аргументы.
Поначалу они говорили, что доставлять кровь дронами невозможно в принципе. После первых успешных тестов — что это слишком ненадежный способ. «Потом мы построили наш первый распределительный центр, который выполнял по сто рейсов ежедневно, и они сказали — хорошо, но кто согласится за это заплатить? И мы заключили контракт с властями Руанды», — рассказывает Ринуадо. Сейчас критики заявляют, что США — это не Руанда и не Танзания, и здесь нет проблем с доставкой крови и лекарств нуждающимся. «Готов поспорить, все они живут в городах», — говорит он.
Бэйкер отмечает, что даже в США смертность в сельской местности выше, чем в городах. Там людям сложнее быстро оказаться в госпитале или травмпункте. «Каждый человек на планете должен иметь доступ к медицине, и у нас есть технология для решения этой проблемы. Если у вас есть срочная доставка бургеров, срочная доставка лекарств тоже должна быть», — объясняет ей Ринуадо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бэйкер пишет, что Zipline решает лишь часть проблемы, которой необходимо заниматься в комплексе. Целый флот из дронов, нагруженных препаратами и пакетами с донорской кровью не сможет заменить квалифицированного врача, которых не хватает и в странах третьего мира, и в сельской местности США.
Она ссылается на официальные данные, согласно которым за пределами городов работают лишь 10% врачей в Штатах. «Отсутствие транспорта тоже может помешать людям вовремя получить помощь. Если у дрона нет седла для доктора, он, вероятно, не сможет решить эту проблему», — считает Бэйкер.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!