Исследование показало, что многих медийных людей можно заменить роботами
Роль виртуальных помощников в современном мире проанализировал Аркадий Сандлер, эксперт в области ИИ и основатель инвестиционной компании Docet TI.
Роль виртуальных помощников в современном мире проанализировал Аркадий Сандлер, эксперт в области ИИ и основатель инвестиционной компании Docet TI.
В первой части исследования 70 специалистов отвечали на вопросы, связанные со степенью влияния ИИ на бизнес и окружение. Во второй части 1000 пользователей-респондентов, далёких от научной деятельности, но встречающихся с виртуальными помощниками в своей жизни на постоянной основе, рассуждали о месте виртуальных ассистентов и предполагали, кого из известных личностей можно с лёгкостью заменить на копию-робота.
Мнение ИТ-специалистов
Исследование, проводившееся среди специалистов по разговорному ИИ, показало, что медиаперсоны: Леонид Якубович, Клеопатра, Андрей Малахов, Илон Маск, Иван Ургант, Дед Мороз, Павел Дуров, Владимир Познер, Екатерина Андреева, Дмитрий Песков и Марк Цукерберг — наиболее похожи на роботов и могут быть ими заменены. Что имеется в виду? Их образы, внешние проявления личностей, похожи на роботов и, вероятно, достаточно предсказуемы, создавая ощущение, что их коммуникация «запрограммирована».
По мнению группы респондентов, самыми востребованными областями применения виртуальных ассистентов являются обслуживание клиентов (87%), продажи (44%), административные службы компании (30%), рекрутинг (29%), финансы (29%), управление персоналом (27%) и внутренние коммуникации (16%). Сферы-чемпионы по внедрению роботов (виртуальных помощников) — медиа, финансы, телекоммуникации, онлайн-торговля и развлечения.
ИТ-специалисты также считают, что роботы смогут заменить человека в таких сферах, как финансы и банки, развлечения, онлайн-продажи, онлайн-медиа, телекоммуникации, техподдержка, call-центры и консьерж-услуги. При этом опрошенные заявляют, что роботы никогда не смогут полностью заменить человека в сфере образования, творческих профессиях (PR, литература, музыка) и медицине.
Среди ярких и успешных виртуальных ассистентов в мире были отмечены Siri, Алиса, Alexa, Олег и Ok Google. Тем не менее есть некоторые проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании виртуального ассистента. Например, они не могут распознавать всю семантику человеческой речи из-за многозначности языка, не обладают эмоциями и чувством сопричастности, допускают ошибки в распознавании.
Мнение простых пользователей
Вторая группа респондентов, далеких от ИИ, также отметила среди медиаперсон наиболее похожих на робота и тех, кто ими может быть заменён. Среди них Марк Цукерберг, Илон Маск, Алексей Навальный, Иван Ургант, Ольга Бузова и даже Владимир Путин.
Респонденты всех возрастных групп (от 18 до 54 лет) заявляют, что ежедневно сталкиваются с виртуальными ассистентами в своей жизни. Более 50% респондентов готовы освоить простые навыки программирования и разработки простых устройств на базе ИИ. При этом большинство опрошенных не хотели бы иметь виртуального друга-робота. Против делегирования виртуальным помощникам общения в мессенджерах и доступа к своему аккаунту выступают 41% людей в возрастной группе 18–24; 34,8% — в возрасте 25–34 года; 45,8% — в группе 35–44 и 46,4% — в возрасте от 45 до 54 лет. По мнению респондентов данного исследования виртуальные помощники смогут заменить человека в конвейерном производстве, сфере услуг (торговля и клининг), банковской системе, ИТ и космических технологиях, а также в медицине.
Проанализировав два исследования, можно заметить существенную разницу между восприятием роботов у ИТ-специалистов и людей далёких от разработки технологий. Если первая группа респондентов свободно говорит о том, что те или иные сферы деятельности могут быть в будущем полностью отданы на аутсорс роботам, то вторая декларирует некую «боязнь» такого перехода. Например, вторая группа респондентов заявляет о том, что им приятнее общаться с живыми людьми, но в то же время обычные пользователи знают и общаются с роботами каждый день, могут оценить клиентский опыт и знают основных игроков рынка. Возможно, такое восприятие роботов связано с тем, что, в отличие от узких специалистов, среднестатистический пользователь ещё не воспринял всерьёз изменения и заявляет одно, но по факту в жизни использует другое.
Об исследованиях в сфере ИИ
В период с 2016 по 2020 год на Россию пришлось около 4,8 тыс. научных публикаций в области технологий искусственного интеллекта. В сравнении с 2011–2015 годами показатель вырос в 2,6 раза, а в мире — в 1,3 раза. Объём российского рынка искусственного интеллекта в 2020 году достиг 291 млн долларов США.
По мнению автора исследования Аркадия Сандлера, практическая польза подобных исследований заключается во впервые изученном соотнесении взглядов разработчиков и потребителей разговорных роботов. «Исследование поможет разработчикам верно расставлять приоритеты в работе и фокусироваться на значимых аспектах для пользователей. В конечном итоге вдумчивое использование результатов исследования сделает рынок разговорных интерфейсов качественнее», — сказал он.
Сандлер также считает, что ИИ продолжит развиваться во всех сферах. «Если говорить про разговорный ИИ, то сейчас значительное количество команд работает над „социальными“ ботами. Это разговорные роботы, у которых главной метрикой является не функциональность, а длительность взаимодействия», — подчеркнул эксперт.