QIWI DATA: лишь 11% водителей такси могут получить кредит в российских банках
Аналитики QIWI DATA изучили динамику кредитоспособности водителей такси в период с января 2020 по июнь 2021 года. 71% водителей демонстрировали стабильно недостаточную для банков кредитоспособность. Причём на июнь 2021-го вероятность просрочки платежа по кредиту у водителей-мужчин в среднем оказалась выше на 15%, чем у водителей-женщин.
QIWI DATA, направление бизнеса QIWI, предоставляющее продукты и сервисы, основанные на аналитике данных, оценило изменения кредитоспособности водителей такси, получающих выплаты от таксопарков на «QIWI Кошелёк». В модели оценки учитываются различные факторы платёжного поведения водителей такси и определяется их уровень риска с точки зрения банка через присвоение им определённого балла.
Руководитель QIWI DATA Юлия Богачёва поясняет: «Любой бизнес стремится лучше понимать своих клиентов, что особенно актуально при обслуживании клиентов из нишевых рынков, которые являются недостаточно прозрачным сегментом для традиционных банковских структур. Мы помогаем оценивать уровень риска, связанный с такими клиентами, а также понимать, какие продукты и услуги будут ими востребованы. Согласно нашему анализу, приемлемая для банков кредитоспособность водителей такси снизилась за полтора года на фоне пандемии. Соответственно, получить доступ к заёмным средствам в банках им стало ещё сложнее, и для покрытия своих финансовых потребностей приходилось обращаться в МФО и другие альтернативные сервисы».
По данным QIWI DATA, с января 2020 по июнь 2021 года большинство (71%) водителей такси имели недостаточную для банков кредитоспособность. Причем за полтора года пандемии положение водителей ухудшилось: в июне 2021 года по сравнению с январем 2020 доля некредитоспособных водителей выросла на 6%. 18% водителей находились в зоне повышенного риска для банка: на протяжении полутора лет оценка их кредитоспособности колебалась. И только 11% водителей демонстрировали достаточную для банков благонадёжность все 18 месяцев.
На фоне восстановления экономики после первой волны пандемии прирост водителей с низкой кредитоспособностью был минимален в мае–октябре 2020 года, но с началом второй волны их доля стала расти, а пиковыми месяцами стали февраль и апрель 2021-го.
Аналитики QIWI DATA также выяснили, что вероятность просрочки у водителей-мужчин в среднем выше на 15%, чем у водителей-женщин. Вместе с этим вероятность просрочки по кредиту среди женщин-водителей выросла на 10% в июне 2021 года к январю 2020-го, а у мужчин — на 8%.
На июнь 2021 года наибольшая доля некредитоспособных водителей (90%) зафиксирована в группе 18–25 лет. Водители старше 40 лет, напротив, оказались самыми благонадёжными заёмщиками. Вероятность просрочки платежей по кредиту у водителей старше 40 лет на 30% ниже, чем у водителей в возрасте 18–25 лет, и на 17% ниже, чем у водителей 26–40 лет.