QIWI рассказала о трендах развития рынка самозанятых
Фото: Unsplash
QIWI проанализировала запросы россиян в крупнейших поисковых системах: в период самоизоляции россияне стали чаще искать информацию о самозанятости и её юридических аспектах. Компания также выделила основные тренды развития этого рынка. На основании этого анализа, на отдельнойстранице QIWI собрала свои удобные сервисы для самозанятых, чтобы клиенты могли удобно и бесшовно получать оплату за свои услуги.
Самозанятость — динамично развивающийся рынок. Число самозанятых достигло 1 млн человек, и стать ими можно в 79 регионах России. QIWI давно работает с сегментом и создаёт для него различные сервисы, поэтому активно следит за динамикой интереса россиян к этой сфере и изменениями в ней.
По статистике Яндекса, за последний месяц россиянам было показано более 536 тыс. страниц по запросам о самозанятых. Во втором квартале, который пришёлся на пик пандемии, россияне стали искать информацию о самозанятости в 3,5 раза чаще, чем за аналогичный период прошлого года. Преимущественно россияне интересовались юридическими аспектами: разницей между самозанятостью и ИП, налогообложением и образцами договоров. Количество запросов по каждой из этих категорий выросло в три раза во время пандемии в сравнении с апрелем — июнем 2019 года.
В поисковике Google ситуация схожая: в пандемию интерес к самозанятым вырос в 2,7 раза в сравнении со вторым кварталом прошлого года. Наиболее популярными запросами являются регистрация юридического статуса, налоги и виды деятельности — количество запросов по этим темам выросло в 3,3 раза, 2 раза и на 41% соответственно в сравнении апрелем — июнем 2019 года. Информацию о самозанятых чаще всего искали жители крупных городов — Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
Повышение спроса на самозанятость формирует тенденции дальнейшего роста этого рынка. Так, по мере развития low touch economy бизнес продолжит оптимизировать расходы, активнее делегируя самозанятым больше задач в областях разработки, IT, SEO, дизайна и маркетинга, — и всё больше высококвалифицированных специалистов в digital-направлении будут становиться самозанятыми.
Также можно ожидать, что вырастет стоимость заказов. В 2019 году заказчики на фриланс-площадках на 10% чаще покупали услуги по более высокой цене в сравнении с предыдущим годом. Соответственно, средний чек заказа по различным категориям стал выше на 30%. Тем не менее расходы всё равно будут ниже, чем onboarding. А различные отрасли рынка будут активнее предоставлять всё более обширный инструментарий для самозанятых — например, такие маркетплейсы, как Wildberries и AliExpress, уже предоставляют для них свои площадки и сервисы.
«Сегмент самозанятых сейчас находится на стадии быстрого роста. Этому способствуют цифровизация и проактивная политика государства: они дают новые возможности самозанятым, — а также пандемия, которая существенно повлияла на рынок труда и стала „принудительным“ драйвером развития работы на себя. Самозанятость — это такой же бизнес, которому присущи многие элементы корпоративного сегмента, при этом основным становится удобство взаимодействия заказчика и самозанятого. Мы наблюдаем всё больший спрос на удобные и простые платёжные сервисы для самозанятых, которые позволили бы практически бесшовно наладить взаимодействие между сторонами», — отмечает Андрей Протопопов, CEO платёжного сегмента группы QIWI.
QIWI собрала свои сервисы для самозанятых и бизнеса, который с ними работает, на отдельном лендинге, и разделила их по способам, которые будут удобны разным категориям работающих на себя — стримерам, блогерам, веб-мастерам и др. Платёжные сервисы включают в себя как простые решения, не требующие разработки своего сайта, — функцию перевода средств по никнейму и сервис «QIWI Копилка», — так и финансовые продукты для владельцев бизнесов и интернет-магазинов: подписку на регулярные платежи, чтобы вовремя производить выплаты, мгновенные выплаты на карты клиентам и интернет-эквайринг, позволяющий получать оплату с банковских карт на сайте. Вне зависимости от сферы своей деятельности самозанятые смогут подобрать подходящее решение.