директор и соразработчик предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково»
Интересная идея — это основа для любого бизнеса. Если вы интроверт, то в партнерской модели вы можете быть генератором идей или же выстраивать операционные процессы.
Если говорить о нетворкинге, то это большое заблуждение, что выигрывают люди, умеющие говорить о себе и не стесняющиеся раздавать визитки направо и налево. Как показывает практика, партнерства образуются вовсе не на специализированных мероприятиях, — чтобы понять, хотите ли вы сделать совместный проект с этим человеком, нужно понять его компетенции, сильные и слабые стороны. И для этого мало просто получить визитку — нужно увидеть его в деле и проговорить кучу моментов.
Где найти себе партнеров и близких по духу людей (последнее не менее важно для запуска проекта — их критика и поддержка вам помогут на этапе работы над проектом):
1. Образовательные программы. Когда выбираете себе программу, внимательно изучайте профиль группы: там должны быть люди как со схожим опытом, так и очень непохожие на вас. Пока идет программа (несколько недель или месяцев), вы учитесь — не только у преподавателей, но и у своих сокурсников — общаться, обращать внимание на какие-то моменты в управлении. На образовательных программах можно легко найти партнеров, инвесторов и единомышленников.
2. Конференции, где есть площадка для обмена идеями и возможность участвовать в дискуссиях, групповых обсуждениях.
3. Предпринимательские клубы. Тут важно, какие мероприятия устраиваются, какие идеи вас объединяют, профиль участников, — это могут быть выступления предпринимателей и инвесторов, мастер-классы, разбор отдельных кейсов.
Наконец, постарайтесь довести свою идею до состояния MVP и уже после искать инвесторов и партнеров — это лучшая презентация ваших качеств как предпринимателя, и как раз это привлечет к вам тех, кто хочет результатов и готов к партнерству.