Роботы • 21 октября 2025
«Без ховерборда, зато с ChatGPT»: 3 технологии из «Назад в будущее», которые так и не стали реальностью
«Без ховерборда, зато с ChatGPT»: 3 технологии из «Назад в будущее», которые так и не стали реальностью

Текст: Григорий Щеглов
Фото: Unsplash
10 лет назад, в 2015 году, внезапно оказалось, что большинство вещей из культового фильма «Назад в будущее 2» (1989) так и не вышло в свет: летающие машины, кроссовки Nike с автоматической шнуровкой, парящие ховерборды. Но была надежда, что хотя бы к 2025 году прогнозы Роберта Земекиса сбудутся. И, кажется, подвижки есть.
Разбираемся, насколько ближе к футуристичным представлениям 80-х мы стали спустя десятилетие и что осталось на прежнем уровне. А главное — почему наше будущее оказалось совсем не таким, как мы ожидали.
10 лет назад, в 2015 году, внезапно оказалось, что большинство вещей из культового фильма «Назад в будущее 2» (1989) так и не вышло в свет: летающие машины, кроссовки Nike с автоматической шнуровкой, парящие ховерборды. Но была надежда, что хотя бы к 2025 году прогнозы Роберта Земекиса сбудутся. И, кажется, подвижки есть.
Разбираемся, насколько ближе к футуристичным представлениям 80-х мы стали спустя десятилетие и что осталось на прежнем уровне. А главное — почему наше будущее оказалось совсем не таким, как мы ожидали.
В фильме Роберта Земекиса подростки гоняют по улицам Хилл-Вэлли на парящих в воздухе скейтбордах. Судя по сдержанной реакции прохожих, ховерборды во вселенной «Назад в будущее» — обыденная вещь.
В наше время ховерборды не вышли за рамки экспериментов. В 2014 году стартап Hendo создал прототип на магнитной подушке — громоздкий, шумный и требующий специального покрытия из проводящего материала. В 2015 году подобный проект показали Lexus. В обоих случаях прототипы не дошли до массового пользователя.
Проблема не только в физике — хотя левитация без специальной инфраструктуры до сих пор требует огромных затрат энергии. Даже если бы технология работала, городам пришлось бы менять все дорожное покрытие, создавать новые правила движения, решать вопросы безопасности. Это целая экосистема, которую никто не готов строить ради развлечения.

Алексей Глинкин
журналист и эксперт в области технологий
«Для прорыва в цифровом мире нужен только код, а с механическими продуктами все намного сложнее: для производства требуются материалы, логистика, испытания безопасности и многое другое. Железо нужно производить и обслуживать. Еще прогрессу мешают бюрократические преграды: например, беспилотные автомобили изобретены уже давно, но они до сих пор ездят лишь на тестовых участках».
В будущем Роберта Земекиса летающие авто полностью заменили обычный транспорт. У нас такие автомобили тоже есть — но только на бумаге и испытательных полигонах. За последние десять лет на рынке появились десятки стартапов, работающих над eVTOL — электрическими вертикально взлетающими аппаратами. Joby Aviation, Volocopter, Lilium, Archer — все они обещают запустить коммерческие перевозки «совсем скоро», некоторые даже получили сертификаты и провели первые тестовые рейсы.
Но массового рынка летающих авто нет и не будет еще долго. Причины все те же: регулирование воздушного пространства, шум, безопасность при отказе двигателей, ограниченная емкость аккумуляторов, астрономическая стоимость.
Прогресс за десять лет после 2015 года есть: выданы первые лицензии и получены первые инвестиции. Но до обыденности — как в фильме, где летающий DeLorean встречает на светофоре десяток таких же машин, — еще далеко.
Главный герой фильма «Назад в будущее» носит кроссовки с автоматической шнуровкой. Частично это предсказание сбылось — Nike действительно представили модель с такой технологией. Впрочем, из-за непрактичности и высокой цены кроссовки не стали массовыми.
Почему «умная одежда» так и не вошла в массовое производство? Потому что это неудобно. Батарейки садятся. Электронику нельзя стирать как обычную ткань. Цена в разы выше, а функционал сомнительный. Вместо этого рынок носимой электроники ушел в другую сторону: умные часы, фитнес-браслеты и кольца. Аксессуары следят за здоровьем, считают шаги и уведомляют о звонках.
Дом семьи главного героя управляется голосовыми командами. Телевизор включает нужные каналы по просьбе, а двери и лампы автоматически распознают человека в комнате. В 1989 году такая технология была чем-то невероятным, но именно эта часть сюжета оказалась ближе всего к реальности.
Сегодня мы управляем светом, термостатами, замками, камерами голосом или с телефона. Роботы-пылесосы убирают квартиры, а холодильники показывают срок годности продуктов. Причем все это не добавляет веса электронике — хотя в фильме технологии выглядели громоздко и неповоротливо. В нашей реальности умный дом работает при помощи невидимых датчиков и компактных умных колонок.
Фильм неожиданно точно предсказал появление технологий виртуальной реальности. В одной из сцен дети главного героя используют VR-шлем — по сути, аналог современных устройств вроде Vision Pro и Meta Quest. Конечно, в фильме он выглядит немного комично, но идея полностью совпала с реальностью.
Современные устройства позволяют перенести опыт работы с компьютером в компактный экран прямо у глаз. В некоторых случаях AR/VR-шлемы 2025 года выглядят даже элегантнее, чем их аналоги из фильма, — чего стоят, например, новые очки Ray-Ban от Цукерберга.
В «Назад в будущее 2» нет ни слова об искусственном интеллекте как массовом явлении. Фильм смотрел в сторону механического прогресса: больше машин, больше железа, больше движения. Наша же реальность по факту ушла в софт.
Сегодня прогресс измеряется количеством токенов в новой версии ChatGPT, а не мощностью двигателя летающей машины.
Для людей 1989 года концепт генеративного ИИ не казался чем-то крупным.

Никита Шевцев
научный журналист
«Так получилось, потому что в массовой культуре 1980-х фокус был на роботах. Считалось, что машина — это основа, а ИИ просто прилагается к ней. К тому же это увязывалось с развитием робототехники той эпохи: в 1980-е появились промышленные роботы, открылись коммерческие производства и считалось, что вот сейчас попрет отрасль. Но оказалось, что без достаточно продвинутого мозга роботы очень тупы».
Вполне ожидаемо, в 2015 году по версии фильма нет социальных сетей. Нет стриминга. Все это просто не попало в кадр — потому что в 1989 году Интернет был уделом университетов и военных, а коммерческого Интернета еще не существовало.
В «Назад в будущее 2» также почти нет персональных гаджетов. Все встроено в инфраструктуру: умные дома, автоматизированные улицы, общественный транспорт. Будущее в то время казалось коллективным, неотделимым от города. Реальность оказалась куда более индивидуалистической. Смартфон, который мы теперь не выпускаем из рук, — центр нашей жизни. Он заменяет камеру, плеер, навигатор, кошелек, телевизор, записную книжку.
Фильмы восьмидесятых проецировали линейное продолжение индустриальной эпохи, построенной на механических достижениях. Они не могли предсказать, что прогресс уйдет в сторону алгоритмов и данных.

Никита Шевцев
научный журналист
«Если почитать труды научных фантастов прошлого, то окажется, что значительной части предсказанных там технологий у нас на сегодня нет. И это не только потому, что человечество еще не изобрело их, но и потому, что многие из этих вещей просто оказались ненужными, — мы смогли заменить их более удобными вещами. Например, кто мог в эру телеграфа предположить, что в XXI веке мы будем общаться при помощи смартфонов, которые помещаются у нас в руке. Научный прогресс чрезвычайно сложно предсказать как раз потому, что мы пытаемся делать это, опираясь на современные технологии. Но история показывает: прорывы часто происходят в смежных областях, которые долгое время никто не замечает».
В реальном мире софт победил железо — Google изменил мир сильнее, чем любой автопроизводитель. И это логично: цифровые технологии масштабируются мгновенно, не требуют физической инфраструктуры, легче регулируются.
Как отмечает Алексей Глинкин, в отличие от цифровых продуктов, механические требуют страхования, лицензирования и законодательного контроля. Каждая новая технология, меняющая физический мир, упирается в десятки барьеров.
Сюда накладывается и эффект привычности. Многие реальные изменения не бросаются нам в глаза. Облака, в которых хранятся данные. Алгоритмы, которые подбирают контент в ленте. Нейросети, переводящие языки в реальном времени. Это не зрелищно, но влияет на жизнь глубже, чем летающие скейтборды.
Мы живем в будущем — просто оно выглядит не так, как в кино.