«Упал — значит, живой». В России впервые показали человекоподобного робота AIDOL

Роботы • 12 ноября 2025

«Упал — значит, живой». В России впервые показали человекоподобного робота AIDOL

«Упал — значит, живой». В России впервые показали человекоподобного робота AIDOL

Обложка

Автор: Мария Гусарова

Обложка: Unsplash 


В зале приглушили свет и включили презентацию, зрители затихли. Первые пять минут представления человекоподобного робота AIDOL — воплощения российского искусственного интеллекта — прошли под видеоряд с кадрами того, как андроида обучали и где его можно теперь применять. Потом была пластическая композиция, исполненная танцорами (людьми!). Затем на сцену вышел сам «Айдол», ему нужно было пройти всего несколько метров.

Робот делает первый шаг. Второй. Улыбается. Машет людям в зале. И — спотыкается.

В зале приглушили свет и включили презентацию, зрители затихли. Первые пять минут представления человекоподобного робота AIDOL — воплощения российского искусственного интеллекта — прошли под видеоряд с кадрами того, как андроида обучали и где его можно теперь применять. Потом была пластическая композиция, исполненная танцорами (людьми!). Затем на сцену вышел сам «Айдол», ему нужно было пройти всего несколько метров.

Робот делает первый шаг. Второй. Улыбается. Машет людям в зале. И — спотыкается.

Падение получилось не как у груды металла, скорее, почти человеческим. Участники презентации Новой технологической коалиции (НТК) выдохнули, затем захлопали, словно поддерживая актера, который сбился в сложной партии. Разработчики подняли машину, пытаясь прикрыть неловкость момента черной тканью. Через несколько минут презентация продолжилась, однако из андроидов на сцене остался только «облегченный» вариант — лишь туловище и голова с непередаваемой мимикой.

Пожалуй, это и стало гвоздем презентации. Стало ясно, что AIDOL демонстрирует не только успехи, но и слабости — как любой новый вид технологии, который буквально только учится стоять на ногах.

«Удачная ошибка превращается в знание, неудачная — в опыт», — не унывает глава компании-разработчика Владимир Витухин. «Сегодняшний опыт — нам в пользу».

Почему человекоподобные роботы стали трендом

«Чтобы роботы нам помогали, они должны быть на нас похожи», — напомнил сооснователь технологической коалиции и глава разработчика роботов «Промобот» Алексей Южаков.

Это не художественная метафора, а вполне прагматичная логика, поскольку квартира, офис, склад, торговый центр — все это построено под человеческое тело. Под наши дверные ручки, лифтовые кнопки, ступени, высоту столов, характерные жесты, привычку смотреть собеседнику в глаза.

Если робот хочет работать среди людей — он должен ходить так, чтобы влезть в эти правила. И не только ходить.

При этом никто не отменял феномен «зловещей долины», и ощущение дискомфорта или отторжения у людей при виде роботов или виртуальных персонажей, которые выглядят почти, но не совсем как живые, неизменно присутствует. И чем ближе к человеческому облику, тем сильнее такой помощник вызывает ощущение странности или неестественности.

От humanoid robot к embodied AI

На приглашении и во время презентации, к удивлению гостей, привычного термина humanoid robot почти не было. Зато постоянно мелькала другая формулировка: embodied AI.

Южаков объяснил: «Вопреки ожиданиям, вместо humanoid robot появился embodied AI. И “воплощенный ИИ” учится на последствия своих реальных действий — и в виртуальной, и в реальной среде».

Это принципиальный сдвиг, поскольку ИИ больше не смотрит на мир как на набор чужих данных. Он учится как ребенок: пробуя, кувыркаясь, ошибаясь, корректируя вектор усилия. Чтобы понять, сколько силы нужно, например, чтобы поднять коробку или открыть дверь, алгоритму нужно прожить это телом — актуаторами, сервоприводами, тензодатчиками.

«Для антропоморфных систем важна не только инженерия, но и соответствие реальным задачам — от характеристик захватов до устойчивости и времени автономной работы. Через коалицию мы замыкаем цикл: разработка — пилот — обратная связь — улучшение, чтобы российская hardware-платформа рождалась на языке конкретных метрик и кейсов», — поясняет в кулуарах события Артур Зархи, генеральный директор «Корпорации роботов», свою роль в НТК.

Универсальные роботы против утилитарных

На 2025 World Robot Conference (WRC) в Китае, вспоминают разработчики, коллеги из разных стран всерьез обсуждали, действительно ли время утилитарных роботов прошло.

Идея понятная, ведь вместо десятков узкоспециализированных машин логичнее создать одного универсального антропоморфного робота, который может выполнять три принципиальные функции: перемещаться сам, перемещать что-то и взаимодействовать с людьми. До сих пор, кстати, ни один зарубежный робот выполнение всех трех задач в себе не совмещал: либо это обезличенный транспортировщик, либо эмоциональная машинка, которая не в состоянии что-то удержать в руках.

Но спикеры аккуратно охлаждают рынок: утилитарные решения, например промышленные манипуляторы и роботы для клининга, никуда не исчезнут. Там, где нужна сверхскорость или сверхнагрузка, антропоморфы утилитарным пока не конкуренты. Более того, 70% задач выполняются с помощью все тех же утилитарных решений на больших площадях, а оставшиеся 20–30% все еще требуют участия человека.

Почему собственный хардвер критичен

Один из самых жестких тезисов, который звучит со сцены:

«Невозможно добиться прогресса в антропоморфной робототехнике и создать собственную платформу, не разрабатывая собственный хардвер. У нас есть вредная привычка: брать зарубежных роботов, полностью стирать их софт и писать свой, чтобы они двигались иначе. Пусть это и не наш робот, но он будет ходить. Мы в такой подход не верим».

Или по-другому, понятно любому предпринимателю: чужую конструкцию можно переписать «под себя» только один раз — до первого, хм, падения.

«Беря чужие платформы, мы можем написать на них уйму решений, но есть риск того, что они будут неправильные», — пояснил Южаков.

А это значит, что нужны свои двигатели, свои материалы, свой корпус, свои редукторы, свои датчики.

Сейчас проект уже имеет впечатляющую локализацию: 77% компонентов производится внутри России, а при сотрудничестве с технологической коалицией этот показатель может достигать 93%. Например, самые дорогостоящие части машины — актуаторы, выполняющие функции человеческих мышц, — уже производятся в России. Такие цифры доказывают, что возможно создание передовых роботов на отечественной базе.

Причем, по словам разработчиков, чем больше масштаб производства, тем дешевле в результате будет обходиться каждый отдельный робот — на 10–30%. Впрочем, точную цену андроида журналистам так и не назвали.

Что умеет AIDOL

На сцене показывали две версии: «ходячую» и настольную.

Ходячая версия (95 кг)

Отвечает за:

  • устойчивость,
  • динамическую стабилизацию,
  • передвижение по разным покрытиям,
  • перенос предметов до 10 кг.

Падение, по словам команды, было связано с особенностями света и калибровкой стереокамеры, а не с вышедшим из строя узлом.

Настольная версия (40 кг)

Полноценный коммуникатор: лицо с 19 сервоприводами, микрофонный массив, тренированная мимика, офлайн-диалоговая система — «Айдолу» не нужно подключаться к Wi-Fi, чтобы улыбнуться вам.

Кстати, у робота продвинутая лицевая механика:

  • 12 базовых эмоций,
  • сотни микровыражений,
  • силиконовая кожа разной жесткости.

Одна из журналисток после падения робота сказала: «У него было такое лицо… будто ему действительно больно».

Разработчики заверяют: «Это не боль. Это эмпатическая маска. Но да, она должна вызывать ощущение близости».

И тут звучит одна из самых любопытных мыслей вечера:

«Мы еще не придумали чувства, которые мы к роботам испытываем».

«Мы еще не придумали чувства, которые мы к роботам испытываем».

Так же и с падением «переволновавшегося» перед выступлением андроида: социальные сети тут же наполнились видео с язвительными комментариями, мемами из серии «я в конце рабочего дня», были и те, кто ощутил сочувствие и эмпатию — то ли к машине, то ли к создателям. Но равнодушных точно не было.

Сверхдоверие и роботы-консьержи

У каждой технологической презентации есть слайды-фавориты. По словам Южакова, в этой презентации его выбор — диаграмма «Дельта счастья», на которой перечислено, как робот анализирует тембр, громкость, мимику человека и подбирает стратегию поведения, чтобы повысить уровень доверия собеседника. «Формирование сверхдоверия» — так называли это авторы проекта.

«Каждый раз, когда вы коммуницируете с роботом, он выбирает какую стратегию поведения с вами, чтобы каждый раз при его ответе ваш вектор счастья рос. И опять же, это не звучит и не должно звучать как фантастика, есть исследования того же. Даже когда вы переписываетесь с чат-ботом GPT, оказалось, что он легче меняет вашу точку зрения, чем другой человек, на 20%», — поделился глава «Промобота» со ссылкой на исследование.

А теперь представьте ту же возможность — но в embodied AI, который стоит перед вами и видит каждое ваше движение.

Зачем всё это бизнесу

Команда подчеркивает: робот не шоу-объект. Он должен работать там, где люди тратят время на повторяющиеся действия.

Так, например, в сценариях с консьержем робот уже заменяет до 80% функций человека, адроид — администратор клиники способен снять первичные измерения, провести опросы и анкетирование. А навигация в аэропортах с так необходимой потерявшемуся туристу мультилингвальностью и 3D-звуковой картой? А «последняя миля» доставки в бизнес-центрах и ЖК? Не говоря уже про контроль территории ночью, работу оператора справочных служб и ассистента в офисах.

И важный тезис, который понравится многим предпринимателям: «Фактически, пока мы делаем с вами универсальную техническую платформу, над которой можно вставить эксперименты, или писать код и уже использовать как робота, она уже есть. Это мы, люди».

То есть пока роботов мало, разработчики могут тестировать логику действий на человеческих сотрудниках, где ИИ-агент дает команды, а человек выполняет их в реальном объекте. Это пока что дешевле, быстрее и аккуратно формирует базу данных для будущих работ и роботов.

Что будет дальше

Разработчики прямо говорили: надежность ходьбы предстоит дорабатывать. И да, следующая демонстрация будет жестче протестирована именно на световых условиях.

В остальном данные по будущему «Айдола» такие:

  • серия — только после коалиционного плана;
  • настольная версия уже доступна к заказу;
  • ходячая — стадия внедрения и накопления данных;
  • языковая модель пока на уровне русский плюс английский, но добавление новых языков возможно.

Почему падение не менее важно, чем сам выход

Сначала зал расстроился. Потом — оживился. После — аплодировал.

И это важный психологический момент, потому что когда технология почему-то ломается перед вами, она перестает быть магией и становится инструментом. А у инструмента могут быть поломки. И с инструментом можно работать.

В завершение разработчики вспомнили хорошую фразу: «Упасть не страшно. Страшно не подняться».

Так что робота подняли. Даже еще раз вывели на сцену — на этот раз при поддержке кронштейна. Хочется, чтобы и отечественный рынок тоже поднялся и пошел — шаг за шагом, иногда неровно, но уже уверенно в сторону будущего embodied AI.