Разобраться • 15 мая 2025
В России откроют центр по развитию ИИ. Разбираемся, что это такое
В России откроют центр по развитию ИИ. Разбираемся, что это такое
Текст: Григорий Щеглов
Фото: Unsplash
12 мая Минцифры анонсировало создание Центра развития искусственного интеллекта (ЦРИИ). Подобные инициативы уже были озвучены в США и Китае, однако результаты их работы до сих пор оставались неясными. «Инк.» поговорил с ведущими экспертами отрасли о том, как государственный центр по развитию ИИ может изменить технологический ландшафт в России.
12 мая Минцифры анонсировало создание Центра развития искусственного интеллекта (ЦРИИ). Подобные инициативы уже были озвучены в США и Китае, однако результаты их работы до сих пор оставались неясными. «Инк.» поговорил с ведущими экспертами отрасли о том, как государственный центр по развитию ИИ может изменить технологический ландшафт в России.
По словам представителей Минцифры, ЦРИИ будет координировать взаимодействие госорганов, регионов и бизнеса в сфере развития искусственного интеллекта, а также оценивать целесообразность государственных расходов на внедрение ИИ-технологий.
Среди основных задач центра:
Центр создается в рамках дорожной карты по развитию ИИ-технологий в России, которая была разработана по инициативе вице-премьера Дмитрия Григоренко. По данным CNews, всего до 2030 года в развитие искусственного интеллекта в стране планируется направить около 145,85 млрд руб.
Он может стать аналогом американского центра Stargate, который отвечает за создание и развитие дорогостоящих проектов, таких как дата-центры и энергетическая инфраструктура, предполагает Николай Верховский. Они необходимы для разработки больших языковых моделей, оборудование для которых сейчас стоит дорого.
По мнению Верховского, в случае создания такого центра бизнес получит институт поддержки внедрения решений — «плечо для прохождения первой мили». Он проводит аналогию с РЭЦ (Российским экспортным центром), который сейчас выполняет похожие функции: компенсирует затраты на логистику, помогает с сертификацией продукции, компенсирует затраты на участие в выставках, обучение и многое другое.
Ключевой задачей центра может стать синхронизация деятельности различных органов власти в части внедрения ИИ, полагает Людмила Богатырева. Это поможет избежать дублирования и не тратить деньги государства на разработку одинаковых решений. .
Богатырева считает, что ЦРИИ позволит получить максимальный эффект без избыточных вложений в развитие искусственного интеллекта.
Ни один из существующих институтов не может быть главным в части реализации Национальной стратегии, отмечает Алексей Лукацкий. Отсюда, по его мнению, появляется необходимость создания центра, который бы координировал все мероприятия и все ведомства, вовлеченные в ее реализацию.
Не все эксперты разделяют оптимизм относительно эффективности нового центра.
Существует риск, что все ограничится громкими меморандумами без реальной методической или инфраструктурной поддержки, считает Владимир Афанасьев.
По его мнению, чтобы центр стал настоящим хабом, а не просто очередной точкой притяжения, ему нужно выйти за рамки деклараций и заняться практикой: стандартизацией, сертификацией ИИ-решений, формированием методик внедрения в конкретных отраслях — особенно там, где уровень цифровизации низкий.
На бумаге все выглядит внушительно, однако модель взаимодействия с частным сектором никак не обозначена, отмечает Ильдар Саттаров.
По его оценке, в текущем формате в ЦРИИ нет инструментов участия стартапов и пилотных проектов, а в соответствующих документах не прописано, как разработчик ИИ может получить доступ к инфраструктуре или грантам.
Аналогичные центры создаются и в других странах — от Европы до Китая.
В России локомотивами ИИ до сих пор выступали крупные корпорации и университеты, наблюдает Арег Варданян.
Государственный центр мог бы объединить их усилия.
Сегодня бизнесу не хватает координации в сфере ИИ — как в области регулирования, так и в области использования, отмечает Михаил Хачатурян.
По его мнению, в мире все подобные центры развития ИИ занимаются примерно одними и теми же задачами и российский будет идти в том же русле.
AI Singapore с 2017 года строит экосистему из вузов, бизнеса и госагентств. AI Sweden и Dubai AI Center фокусируются на прикладных проектах, акселерации и внедрении генеративного ИИ в госуправление, приводит в пример Ильдар Саттаров. По его словам, в Китае существуют десятки пилотных зон: каждая со своими задачами, бюджетами и командами. Он подчеркивает, что везде упор делается не на координацию, а на создание продуктов, компетенций, систем.
На этом фоне, по мнению Саттарова, ЦРИИ пока напоминает координационный штаб с понятной целью (реализация Нацстратегии), но без гарантий, что в него потянутся не только исполнители, но и разработчики.
Сравнивать еще не созданный центр с зарубежными аналогами некорректно, говорит Алексей Лукацкий. Он напоминает, что многие западные страны, включая США, Великобританию и страны Евросоюза, подписали ряд хартий и меморандумов, направленных на ограничение распространения ИИ в страны третьего мира и потенциально враждебные государства, включая Россию и Китай.
По его оценке, существующие там центры, например американский AI Safety’s Institute или английский AI Security Institute, своей миссией видят скорее «оценку рисков и недопущение использования ИИ во вред западным демократиям». Лукацкий отмечает, что в России ИИ рассматривается как инструмент развития, поэтому российский центр будет, вероятно, заниматься иными проектами, что не позволяет проводить прямые параллели с другими странами.
Для российского бизнеса создание центра может стать как новой возможностью, так и вызовом. Все зависит от того, насколько быстро организация перейдет к выполнению обещаний. Эксперты сходятся во мнении: чтобы ЦРИИ стал успешным проектом, ему нужно активно взаимодействовать с бизнесом на практике, а не ограничиваться организацией мероприятий и проведением вебинаров.
Создание Центра развития искусственного интеллекта при правительстве — шаг в правильном направлении, особенно с учетом амбиций Нацстратегии, считает Павел Карасев. По его оценке, для бизнеса это тоже шанс: ему будет проще входить в совместные с государством проекты, тестировать технологии, получать признание.
Впрочем, бизнесу это будет интересно только в двух случаях, полагает Владимир Афанасьев:
По мнению Афанасьева, если проект превратится в витрину с отчетами и вебинарами, без реального проникновения в отрасли, интерес быстро угаснет, особенно на фоне неопределенностей в регулировании и высоких рисков, которые сейчас несет внедрение ИИ в средний и малый бизнес.
Для государства такой центр — инструмент технологического суверенитета и координации, позволяющий избежать дублирования усилий и сосредоточиться на ключевых задачах, считает Арег Варданян.
По его оценке, бизнес тоже выиграет: центр может стать для компаний единым окном к государству, дать им поддержку и доступ к пилотным проектам. Варданян полагает, что если центр будет работать открыто и практично, то лучшие решения бизнеса получат шанс на реализацию и масштабирование.
Бизнесу это станет нужно только тогда, когда будет понятно: здесь можно не только обсуждать политику, но и реально работать, заключает Ильдар Саттаров.
По его мнению, центр должен стать не зоной отчетов, а зоной экспериментов, не канцелярией, а конструктором. Саттаров убежден, что все будет зависеть не от того, насколько звучно оформлен проект, а от того, насколько он готов быть живым организмом.
Директор программ по цифровой трансформации Школы управления «Сколково»
Руководитель департамента цифровых решений Агентства «Полилог»
Бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies
Основатель школы программирования для детей #АйДаКодить
Эксперт в области цифровых технологий
Основатель digital-агентства WebSiberia
Кандидат экономических наук
Бизнес-партнер компании «Компьютерные технологии»