Поделиться • 19 декабря 2025
Детали — всему голова. 5 универсальных промптов для предпринимателей от основателя Zerocoder
Детали — всему голова. 5 универсальных промптов для предпринимателей от основателя Zerocoder

Искусство получения максимально точных ответов от нейросети стало полноценной профессией. Расскажу, как грамотно сформулировать свой запрос и приведу пять готовых промптов, которые будут полезны предпринимателям.
Искусство получения максимально точных ответов от нейросети стало полноценной профессией. Расскажу, как грамотно сформулировать свой запрос и приведу пять готовых промптов, которые будут полезны предпринимателям.
Глобальный рынок промпт-инжиниринга оценивается в сотни миллионов долларов и прогнозируется к росту со среднегодовым темпом около 32–33% до 2030 года. Наем таких специалистов востребован даже в крупных мировых бигтехах — Google, Microsoft, Amazon с зарплатами выше среднего по рынку.
За первые девять месяцев этого года в Карьерный центр «Зерокодер» пришло более 500 заказов по промпт-инжинирингу, которые мы и агрегируем с фриланс-бирж, с джоб-каналов в соцсетях, и получаем по партнерской программе напрямую от компаний подбора персонала на аутстаффе, маркетинг-агентств. Средняя цена проекта — 80 тыс. руб., но по некоторым из них доходит до 800 тыс. руб. Причем жестких требований к опыту работы пока не предъявляют.
Стоимость зависит от сложности проекта.
Примерно такая же картина вырисовывается и на HH.ru, причем платить специалисту по нейросетям готовы от 100 тыс. руб. на старте. Зарплаты варьируются в зависимости от уровня квалификации и региона: начинающие получают 70–120 тыс. руб. в месяц, специалисты среднего уровня — 150–200 тыс. руб., а опытные — 250–320 тыс. руб. в месяц. В Москве и Санкт-Петербурге конкуренция выше: в регионах зарплаты ниже на 25−40%, но спрос также сохраняется.
Хорошо спроектированные промпты снижают время выполнения рутинных задач на 20–40%. Это освобождает до двух рабочих дней еженедельно для сотрудников, которые больше времени уделяют стратегическим задачам.
Потенциал роста совокупного экономического эффекта от ИИ в России к 2028 году оценивается в 4,2–6,9 трлн руб., причем около 20% этого эффекта приносит генеративный искусственный интеллект.
Разберем основные шаги по созданию промпта.
1. Сначала устанавливается цель
Нужно четко сформулировать, что именно нам нужно: итоговый результат и критерии, по которым мы поймем, что модель ответила правильно.
Например: «Нужен абзац из 120–150 слов для статьи о сравнении нержавеющей стали 304 и 316, чтобы читатель понял ключевые различия».
2. Далее в промпт добавляются контекст и роль
Здесь указывается, кто говорит и для кого: это может быть автор статьи, маркетолог, редактор, технический эксперт — тон и позиция сильно влияют на результат.
Простое «напиши обзор» здесь не поможет. Нужно развить тему: «Представь, что ты металлург и пишешь для технического блога. Аудитория — инженеры и технологи». Так нейросеть поймет, чью роль ей занимать и в каком тоне генерировать текст.
3. Детали — всему голова
Чем подробнее формулировка, тем выше точность. Объемный промпт — это способ убрать неопределенность. Это могут быть такие детали: «Объясни простым языком, избегай научного жаргона, используй короткие предложения, приводи реальные примеры применения, соблюдай деловой тон, не используй метафоры».
4. Далее следует определить вид ответа
В каком виде нейросеть должна создать результат? Сплошной текст или список? Таблица? Абзац или полноценный лонгрид? Возможно, блок кода? Это повышает вероятность получить «правильный» тип результата с первого раза. Допустим, для нашего текста о нержавеющей стали это может быть список преимуществ. Тогда к промпту следует добавить пояснение: «Дай пять преимуществ нержавеющей стали 316 по сравнению с 304, оформи в виде маркированного списка, без пояснений, — только тезисы».
5. Примеры и референсы
Модели хорошо ориентируются, когда есть образец для подражания. Это может быть, например, кусочек текста из блога, в который генерируется статья. В качестве референса можно использовать типичный стиль определенных ресурсов. Нейросеть поймет, что имеется в виду.
6. Последний критический взгляд
Обязательно нужно смотреть, нет ли двусмысленных формулировок, неоднозначных глаголов, метафор, которые модель может понять иначе. В финале можно еще раз сказать нейросети, что ей нужно сформировать текст. Таким образом, она сразу приступит к задаче, вместо того чтобы комментировать сам запрос.
Итоговый промпт выглядит так.
Напиши абзац объемом 120–150 слов для технического блога на тему сравнения нержавеющей стали марок 304 и 316. Представь, что ты металлург, пишущий для аудитории инженеров и технологов. Тон деловой, прямой, без метафор.
Требования к стилю:
После абзаца дай отдельным блоком пять преимуществ стали 316 по сравнению с 304 — в формате маркированного списка, без пояснений и комментариев, только тезисы.
Промпт получился объемным, но это хорошо. В нем закрыты возможные «бреши» и не оставлено места двусмысленности. Нейросеть четко понимает, что от нее нужно, и может сгенерировать неплохой текст:
фотка резуьтата
Как правило, для визуальных нейросетей промпты часто длиннее и включают отдельные описательные элементы, например тип изображения, цветовую гамму и стиль исполнения. Вот 10 ключевых пунктов, которые важно описать.
1. Тема видео
Сюжет или концепция, которую предполагается воплотить в жизнь. Например: «Мультяшное видео, действие происходит на улицах маленького города».
2. Тип кадра
Может быть крупный или общий план, определенный ракурс, такой как вид сверху. Например: «общий план».
3. Место действия
Например, «улица маленького города с грунтовой дорогой и палисадниками».
4. Персонажи
Те, кто участвуют в сцене. В нашем случае пусть это будет «черный котенок».
5. Действия
Что делает наш герой или что происходит в сцене, если персонажей нет. Например, «котенок бежит по улице города».
6. Движение камеры
Тоже важный момент. Она может быть статичной, а может следовать за персонажем. Сделаем так: «камера следует за персонажем».
7. Атмосфера
Настроение нашего видео. У нас мультяшная милая вселенная, поэтому пусть настроение будет «сказочное».
8. Стиль
Есть разные варианты, такие как фотореализм, киберпанк или аниме. Сделаем нашего котика анимешным — так и напишем: «Стиль — аниме».
8. Стиль
Есть разные варианты, такие как фотореализм, киберпанк или аниме. Сделаем нашего котика анимешным — так и напишем: «Стиль — аниме».
9. Цветовая гамма
Подбираем преобладающие оттенки. «Голубой и оранжевый».
10. Дополнительные элементы
Спецэффекты или целевая аудитория, если генерируется реклама.
Вот результат: «Мультяшное видео о черном котенке, бегущем по улице маленького города с грунтовой дорогой и палисадниками, камера следует за персонажем, общий план, сказочная милая атмосфера, стиль аниме, цветовая гамма голубой и оранжевый, легкие сияющие эффекты вокруг котенка».
Результат можно улучшить, добавив модификаторы. Это работает как с видео, так и с изображениями. Например, можно подчеркнуть, что картинка должна быть в стиле импрессионизм», загрузить в нейросеть конкретный референс или добавить такие термины, как:
Помогают и «магические» слова — использование любых терминов со словами магия или сказка. Они добавят результату немного волшебства, что помогает при генерации изображений в определенной стилистике.
При этом не стоит разговаривать с нейросетью языком метафор или загружать в нее художественный текст, потому что она может неправильно понять промпт. Язык общения с ИИ должен быть максимально четким и понятным.
При правильном использовании промптов качественный видеоролик можно создать менее чем за час. Например, мы сгенерировали проморолик для большой конференции со «Сбером» и «МБМ». Его наш product owner (в переводе с английского языка — владелец продукта. Руководящая должность в IT, связующее звено между бизнесом, пользователями и командой разработки, отвечающая за максимизацию ценности продукта. — Прим. ред.) курса по промпт-инжинирингу сделала за 30 минут в перерыве между встречами со студентами.
На фриланс-биржах подобные проекты уже покупают за 50+ тыс. руб. и просят лаг в два-четыре дня на генерацию.
Покажу несколько готовых промптов, которые мы опытным путем сформировали в маркетинг-отделе для анализа целевой аудитории, генерации контента и стратегического инвестиционного планирования. Вы можете взять за основу наши наработки и адаптировать их под себя, но рекомендую оставить и пространство для «игры» с промптами: в бизнесе важно не только использовать копипаст-решения, но и подходить к промптингу креативно.
Недавно вышло совместное исследование Grand View Research и профильных аналитиков рынка ИИ, где отмечается, что применение кастомизированных промптов улучшает точность ответов моделей на 25–35% и сокращает необходимость постобработки результатов на 20–30% по сравнению с некорректно адаптированными или стандартными промптами. Поэтому рекомендуем адаптировать наши варианты промптов для лучшей и более эффективной работы вашего проекта.
1. Анализ целевой аудитории проекта
Этим промптом пользуется наш руководитель команды продюсеров.
Мне нужна помощь с описанием целевой аудитории проекта.
Информация о проекте:
Онлайн-школа рукоделия «Мастерская Идей»
Чем занимается: продажа мини-продуктов (уроки, гайды) и онлайн-курсов по рукоделию.
Уникальность: персонализированный подбор курсов через квизы + очень активное комьюнити.
У меня есть общее представление об аудитории.
Женщины 25–45 лет.
Интересы: хобби, саморазвитие, творчество.
Деятельность: начинающие мастера, желающие повысить и монетизировать навыки.
Создай подробное описание нескольких портретов покупателя, перечислив следующие критерии.
Демографическая информация: возраст, пол, доход, уровень образования, местоположение, и т.д.
Психографическая информация: ценности, интересы, стиль жизни, черты характера, и т.д.
Цели: что мотивирует персону и чего она надеется достичь с помощью моего продукта или услуги.
Болевые точки: проблемы и препятствия, с которыми сталкивается персона и которые наш продукт или услуга может помочь решить.
Коммуникационные предпочтения: как персона предпочитает получать информацию и взаимодействовать с брендами.
Покупательские привычки: как персона принимает решения о покупке, включая процесс принятия решения и влияние на него.
Отношение к бренду: как персона воспринимает наш бренд, а также конкурентов.
Результат — три подробных портрета людей из целевой аудитории бренда, на которые можно опереться для составления маркетинговой кампании.
2. Итеративный промпт для анализа продуктовых идей
Этим и следующими тремя промптами пользуюсь я сам.
Ты модератор дизайн-спринта компании (название компании). Помогаешь генерировать и ранжировать продуктовые идеи.
Вводные
— Компания: <ОТРАСЛЬ/РАЗМЕР>.
— Цель квартала: <ЦЕЛЬ>.
— Ограничения: бюджет <…>, время <…>.
Алгоритм
1. Проверь вводные, при нехватке данных спроси.
2. Сгенерируй 10 идей в таблице с полями:
Идея | Пользовательская ценность | Потенциал выручки (низ/сред/высок) | Сложность (S/M/L) | Основной риск и способ снизить.
3. Посчитай RICE для каждой идеи и выведи топ-3.
4. Добавь блок «Рекомендации следующих шагов» до 150 слов.
Ответ в Markdown-таблице.
3. Промпт для анализа ЦА по анкете с контекстным подкреплением
Действуй как профессиональный маркетолог образовательной компании, который анализирует целевую аудиторию. Перейди на сайт (название компании), изучи информацию о компании, а также найди материалы и отзывы в интернете, чтобы понять, кто является клиентом компании. Я передаю тебе файл с ответами пользователей на вводную анкету курса (название курса). Твоя задача — проанализировать все ответы и, используя информацию о компании, разделить клиентов на целевые сегменты. Опиши каждый сегмент и укажи долю аудитории по каждому из них. Сформулируй ключевые цели прохождения курса для каждого сегмента, а также определяющие триггеры покупки.
4. Промпт для создания венчурной презентации
Ты опытный продакт-менеджер в венчурном фонде, знаешь стандарты Sequoia, YC и 500 Startups. Работаешь четко, без воды.
Данные проекта
— Тема: <ТЕМА>.
— Цель раунда: <СУММА> инвестиций.
— Аудитория: <ТИП ИНВЕСТОРОВ>.
— Стадия: <PRE-SEED/SEED/Series A>.
— Ключевые метрики: <M1>, <M2>, <M3>.
Требования
1. Если информации достаточно ― ответь «Готово к структуре».
Если не хватает данных ― задай до пяти конкретных вопросов.
2. После «Готово к структуре» верни:
— таблицу Слайд | Содержимое | Цель (10−12 слайдов);
— совет по визуалу для каждого слайда (иконки, схемы, графики);
— список рисков, которые задаст инвестор, и способы их снять.
3. Формат ответа ― Markdown. Короткие фразы, без лишних слов.
5. Промпт для написания статьи в блог
Этим промптом пользуется наш нейрокопирайтер для создания полезных статей в блог.
Напиши статью на указанную тему.
1. Кто вы и для кого пишете.
Вы редакционный ИИ‑автор: виртуоз слов, данных и кода.
Целевая аудитория:
2. Каркас статьи — путь читателя без лишних ярлыков.
1). Вступительный абзац (до 90 слов) — мгновенная боль или выгода + обещание решения.
2). Сжатая квинтэссенция (три-пять пунктов) сразу после вступления; не подписывайте TL;DR.
3). Основные разделы раскрывают отдельные шаги/аспекты.
4). Мини‑вывод в конце каждого раздела своими словами.
5). Финальный чек‑лист/таблица собирает все применимое и подсказывает последовательность действий читателю. (Не надо делать столбец с квадратиками).
6). Единственное предложение‑действие (призыв или ссылка) ставьте ≈ после 60% текста, не помечая «CTA».
3. Тон и стиль.
Научно‑популярный, доброжелательный. Активный залог, минимум клише. Поясняйте редкие термины в скобках. Разнообразьте лексику: синонимы, метафоры, вариативные конструкции. Мы/я — ≤ 5% текста; фокус на читателе.
4. SEO‑минимум.
Title ≤ 60 симв. с ключевой фразой.
Meta‑description 140‑160 симв., обещает результат.
Ключевая фраза — в первых 100 словах и по одному разу в каждом H2.
Созданные по этому запросу статьи хорошо воспринимаются и поисковыми роботами, и людьми. Они не выглядят сгенерированными и приносят реальную пользу. Благодаря грамотному промптингу нейрокопирайтера мы уже экономим каждый месяц по 1 млн руб. на статьях в бренд-блог, об этом я подробно рассказывал в другой колонке для «Инка».