Поделиться • 9 июля 2025
Типичные проблемы российских предпринимателей. Ошибка № 4: запустить бизнес в новой для себя сфере
Типичные проблемы российских предпринимателей. Ошибка № 4: запустить бизнес в новой для себя сфере


Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства, эксперт по развитию бизнеса в России. Автор телеграм-канала «Торшин вслух»
Иллюстрация: сгенерирована нейросетью GPT‑4o
Продолжаем разбирать бизнес-ошибки с создателем executive-трекерства Дмитрием Торшиным. В прошлый раз эксперт рассказал, что будет, если игнорировать интересы клиентов. Сегодня поговорим о том, почему для успешного запуска недостаточно «оказаться в нужное время в нужном месте».
Продолжаем разбирать бизнес-ошибки с создателем executive-трекерства Дмитрием Торшиным. В прошлый раз эксперт рассказал, что будет, если игнорировать интересы клиентов. Сегодня поговорим о том, почему для успешного запуска недостаточно «оказаться в нужное время в нужном месте».
Уже более 10 лет в Uplift.club я занимаюсь практическим консалтингом для предпринимателей в поиске точек роста их бизнеса и преодолении кризисов. В серии колонок для «Инка» я анализирую реальные кейсы и описываю популярные ошибки, которые совершают бизнесмены (названия компаний и некоторые детали в кейсах не раскрываю из-за NDA)
Если взять опытного предпринимателя, который занимается бизнесом лет десять, и спросить, запустил бы он свою компанию с нуля, если бы знал, что на самом деле представляет собой рынок, то он почти всегда эмоционально ответит: «Ни за что!» А затем сможет час перечислять препятствия, с которыми столкнулся за эти годы. Теперь, с высоты опыта, понимая весь уровень конкуренции на рынке, сложности с финансированием и прочие нюансы, он воспринимает собственную нишу как нечто небольшое и недостаточно интересное.
У профессионала возникает иллюзия, что он по ошибке ввязался в сферу, подходить к которой было категорически нельзя. Если бы он только знал! То ли дело его друзья и коллеги.
Любой рынок постоянно эволюционирует. «Гениальные» при взгляде со стороны идеи, которые кажутся очевидными прорывами, скорее всего, еще не реализованы по совершенно объективным причинам.
Для непосвященного человека не видны эти хитросплетенные причинно-следственные связи и ограничения. Его попытка устроить революцию на рынке воспринимается как слабоумие и отвага. Но сам наш герой точно уверен, что это не так и просто текущие компании устарели, слишком консервативны или недостаточно хорошо понимают в современных технологиях и подходах.
Отчасти это, конечно, правда. Все заняты постоянной борьбой за выживание и рост, не успевая изучать и реализовывать все то, что появляется на других рынках. Но чтобы понять, что именно даст новый толчок этой сфере, нужно очень хорошо понимать все аспекты индустрии.
Ко мне обратился за помощью генеральный директор компании в сфере IT-разработки и аутсорсинга с внушительным штатом — более чем 1 тыс. человек. Основное направление их деятельности — разработка и поддержка решений по автоматизации одного важного бизнес-процесса, который есть практически у всех крупных бизнесов в стране. Два года назад они решили запустить совершенно новый продукт в другой сфере рынка, но спустя миллионы долларов инвестиций получили ноль продаж и полную потерю веры в себя.
Мы стали разбираться с их ситуацией. И поняли, что компания попала в ловушку, о которой я говорил: считая себя успешными в одной сфере, они решили, что смогут легко перенести свой управленческий опыт на другую, малознакомую. Они были уверены, что связи, деньги, навыки управления и желания — этого будет достаточно, чтобы создать нового лидера. Спустя два года они осознали, почему у них ничего не получается.
Мы разобрали:
В результате мы пришли к выводу: причины, по которым клиенты выбирали решения конкурентов, были неизвестны.
Поверхностно виделось, что наша компания делает примерно то же самое, даже лучше и современнее. Но на деле руководство фирмы не учло более фундаментальные потребности отдельных сотрудников их потенциальных клиентов.
Декларируемое клиентами желание повысить прозрачность и эффективность на деле было лишь так называемым социально одобряемым поведением. Реальные проблемы, которые великолепно решались конкурентами, были совершенно иными. Но поскольку было не принято это обсуждать, никто и не сознавался.
По моему совету компания привлекла себе в команду нужные компетенции с нового рынка, перекупив нескольких опытных людей, хорошо понимавших, как все устроено. Но вопреки ожиданиям основателей проект после этого все равно пришлось закрыть и списать инвестиции в размере сотен миллионов рублей (точную сумму раскрыть не могу из-за NDA).
Оказалось, что нужно все переделать и вложить еще минимум столько же денег в создание совершенно иного продукта. Но на это руководство уже не нашло сил.
Вы можете легко возразить: Amazon был создан финансистом Джеффом Безосом, который ничего не знал об электронной торговле и книгах; Apple была запущена Стивом Джобсом, который не был профессиональным разработчиком; SpaceX была основана Илоном Маском, который до этого занимался paypal и машинами, но никак не запускал ракеты. Таких примеров довольно много.
Но есть два важных аспекта.
Давайте разберем эти кейсы.
Amazon была создана Джеффом Безосом как бизнес, в котором огромное значение имела точность расчетов. Безос до этого не продавал книги, но он был экспертом в рынке финансов, моделирования, исследований, а его опыт руководителя подразделения клиентского опыта в компании Fitel дал ему понимание, как именно должно выглядеть качественное обслуживание клиентов.
Запуская Amazon, он как раз сначала разобрался в том, как устроен этот рынок, а затем смоделировал, как именно должен выглядеть его бизнес. Книги стали первым товаром компании потому, что он нашел боль рынка: весь ассортимент печатающихся книг физически невозможно разместить в книжном магазине. Для потребителя это означало, что он часто не может найти нужное ему произведение, в то время как издатели сталкивались с проблемой пониженного спроса, так как не могли понять, какие книги и в каком количестве отправлять в магазины.
Таким образом, Безос отлично понимал, что он делает, хоть и рисковал, создавая свой бизнес именно в интернете.
Что касается Apple, то Джобс создал компанию не в одиночку. Его партнером стал Стив Возняк, который великолепно понимал устройство компьютеров. А если вспомнить более поздние времена Apple после возвращения Джобса к ее управлению, то созданные под его руководством продукты становились революционными именно потому, что Стив понимал, как работает спрос на каждом из рынков. Создавая iPhone, он разобрался во всем, что касалось рынка мобильных телефонов того времени, и увидел то, что не видели другие.
Илон Маск же создал SpaceX и достиг с нею высот (во всех смыслах) как раз потому, что на момент старта уже очень хорошо разбирался в ракетостроении. Как говорят, Маск почти ничего не знал об этой сфере, однако он часами штудировал сложнейшие учебники по космическим технологиям, принципам работы и построения ракетных двигателей, аэро- и астродинамике. Он самостоятельно смотрел чертежи и давал советы инженерам, которых нанимал, разговаривая с ними на одном языке. Именно поэтому получилось сделать из SpaceX успешный бизнес.
В США очень развито венчурное финансирование и практически все инвесторы уже давно специализируются на той или иной сфере именно потому, что без глубокого понимания своей области они прогорят. Если компания начинает искать деньги у непрофильных инвесторов, скорее всего, это означает, что эксперты индустрии как раз этой фирме уже отказали.
Но это не останавливает непрофессиональных инвесторов, которых манит идея поучаствовать в создании чего-то революционного и загадочного.
Мой клиент из сферы реального сектора экономики решил инвестировать в проект на рынке развлечений для детей (не могу раскрывать детали из-за NDA). Проект выглядел впечатляюще: за два года работы он вошел в топ-3 на рынке и вырос до выручки почти в $5 млн без инвестиций.
Молодые основатели горели идеей, чем зажгли моего клиента. Всеми силами я пытался отговорить его идти в сферу, которая была ему совершенно непонятна, где у него нет связей, опыта. Но он меня не послушал. А дальше, как это часто бывает, в проекте случился кризис и выручка просела вдвое. Единственное, что мог сделать мой клиент, — это доверять цифрам, которые ему показывали основные акционеры, потому что у него просто не получалось понять все хитросплетения, что и почему происходило. В конечном итоге проект обанкротился и мой клиент судился с основателями несколько лет.
Мне довелось работать с проектом, в который проинвестировал известный мультимиллионер-спортсмен. Он понимал, что у спортсменов карьера заканчивается довольно рано, поэтому начал вкладываться в перспективные технологические бизнесы.
Я наблюдал со стороны стартапа, который продал идею инвестору. Консультируя эту компанию, я с первых встреч увидел, что она не имеет особых перспектив и шансов. Однако стоило мне обозначить это основателям, как они прекратили со мной сотрудничество.
Их бизнес, как выяснилось спустя несколько лет, заключался вовсе не в построении великой технологической компании. Вместо этого они продавали грандиозные идеи ничего не понимавшим в этом непрофильным инвесторам.
1. Нельзя запускать бизнес в сфере, в которой ты не разбираешься. Вероятность ошибок и провалов возрастает многократно, возможности контроля снижаются.
2. Инвестировать в сферы, где ты не понимаешь все на «отлично», — такая же ошибка.
3. Если по какой-то причине нужно заниматься бизнесом в сфере, где не хватает знаний, их нужно приобрести путем самообучения (как Маск) и/или путем покупки лучших компетенций на рынке (как Джобс).