Поделиться • 17 января 2025
7 факторов, которые мешают цифровизации МСП в России, и как с этим справиться
7 факторов, которые мешают цифровизации МСП в России, и как с этим справиться
Текст: Никита Туртурика, специалист по проектной деятельности, менеджер по развитию инвестиционных продуктов FRONTIERS
Фото: Guilherme Cunha/Unsplash
По данным исследования банка «Открытие», только 16% малых и средних предприятий в России цифровизированы на высоком уровне. Уровень цифровизации 72% компаний оценивается как средний, 12% — как низкий. Опыт использования технологий искусственного интеллекта есть лишь у 30% субъектов МСП (хотя полезными их считают 46% предпринимателей). Какие причины мешают российским предпринимателям оцифровывать свои бизнес-процессы, какие последствия это имеет для рынка в целом и какие риски создает для инвесторов, рассказал «Инк.» специалист по проектной деятельности, менеджер по развитию инвестиционных продуктов FRONTIERS Никита Туртурика.
Около года назад в FRONTIERS обратился предприниматель, который искал частное финансирование для своего бизнеса. Компания провела скоринг проекта, проверила отчетность. Финансовая модель сходилась, и, по расчетам аналитиков, у клиента были перспективы быстрого масштабирования при работе с частным капиталом. Однако подготовка сделки сильно затянулась. Обычно процесс занимает не больше недели, а здесь длился уже месяц. Складывалось впечатление, что информацию вытягивают из CEO клещами, а он не слишком заинтересован в сотрудничестве.
Выяснилось, что все это время отдел из трех сотрудников усердно работал над тем, чтобы собрать необходимую информацию. Например, чтобы показать товарные остатки, компания делала запрос на склад в другой регион, получала ответ, а потом заносила данные в Excel, хотя могла сделать это за считанные минуты — если бы использовала электронные сервисы.
В итоге инвестиционная платформа отказалась от сотрудничества из-за того, что фирма клиента использовала устаревшие операционные процессы. Это было серьезным недостатком в конкурентной борьбе — а значит, создавало риски и для бизнеса, и для потенциальных инвесторов. Таким образом, отсутствие цифровизации помешало проекту получить доступ к частному капиталу и масштабироваться.
Аналогичную картину аналитики FRONTIERS видят во многих предприятиях малого и среднего бизнеса. Большинство российских компаний недостаточно активно внедряют IT-решения в свои процессы. Индекс цифровизации бизнеса в стране растет, однако в первую очередь за счет крупных игроков — именно они являются лидерами по освоению современных технологий.
Какие же факторы мешают цифровизации МСП в России и как преодолеть их влияние?
Среднестатистический российский предприниматель не обладает достаточными компетенциями в сфере информационных технологий, чтобы оценить перспективы их внедрения в свой бизнес. Но даже если общее представление о пользе цифровых решений есть, предприниматели часто не имеют четкого видения или стратегии цифровизации и не могут принимать целенаправленные решения в этой области и грамотно инвестировать в нее.
Что делать? Поговорите со своими сотрудниками. Вероятно, кто-то из них обладает некоторыми компетенциями в области компьютерных технологий. Берите таких сотрудников на презентации компаний, которые предлагают цифровые услуги, и на переговоры с потенциальными подрядчиками. Также советуйтесь со сторонними консультантами, чтобы получить третье мнение. Просите у этих сотрудников или консультантов обратную связь по предлагаемым решениям — насколько они соответствуют задачам вашего бизнеса.
Параллельно изучайте рынок сами и ищите сервисы, которые можно внедрить. При таком сценарии процесс цифровизации будет запущен, а со временем вы накопите экспертизу и сможете оптимизировать эти процессы.
Другая проблема, связанная с собственниками и руководителями малых и средних предприятий, — они часто застревают в операционке и банально не имеют времени на то, чтобы стратегически посмотреть на бизнес и определить приоритетные направления развития, в том числе запланировать цифровизацию.
Что делать? Обратите внимание на то, что эта загруженность во многом связана как раз с отсутствием автоматизации и цифровизации. Оцените время, которые вы сейчас тратите на банальные вещи. Например, имея на руках показатели бизнеса в моменте (продажи, предварительные сделки, расходы и т. п.), можно оптимизировать подготовку проведения совещаний и как минимум вдвое сократить время, которое вы на них тратите. Вероятно, сами совещания станут уже не так необходимы — можно будет проводить их уже не еженедельно, а раз или два в месяц.
Это лишь один пример, подобных задач у руководителя десятки. Цифровизация помогает сильно сократить время, которое на них тратится, и сфокусировать ресурсы на ключевых процессах.
Покупка IT-решений и обучение или наем персонала, который будет с ними работать, требует значительных инвестиций — от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Причем это не разовые вложения, для адаптации продукта под бизнес и его модернизации нужны постоянные расходы.
Что делать? Посмотрите на эти расходы с другого ракурса. Например, сейчас для обеспечения рабочего процесса вам необходимы 10 сотрудников. Возможно, автоматизация процессов позволит сократить их количество вдвое и снизить затраты на ФОТ. Попробуйте прогнозировать будущие доходы, которые принесет цифровизация.
Когда команда FRONTIERS цифровизировала свою компанию, специалисты изучали, как автоматизировать процессы за счет интеграции ИИ. Это позволило не раздувать штат, а выполнять больше задач ресурсами имеющихся сотрудников.
Малым и средним предприятиям, которые уже отстают от крупных игроков по уровню цифровизации, становится все сложнее с ними конкурировать. Со временем этот разрыв увеличивается, и чем позже компания начинает оцифровывать процессы, тем меньше у нее возможностей оставаться конкурентоспособной.
Что делать? Бизнес — это про планирование на дистанцию, и чем раньше вы начнете сокращать отставание, тем выше будут результаты. Даже если вы еще не цифровизировали процессы, но уже приняли такое решение, это достаточно быстро принесет ощутимый эффект. Например, можно создать цифровую базу для новых клиентов, а старых заводить в нее постепенно. Тогда в моменте сотрудники не будут перегружены. При этом цифровизация уже будет запущена и постепенно вы переведете в новую базу всех клиентов.
Сейчас на рынке достаточно много готовых IT-продуктов для бизнеса. Например, только в сфере девелопмента существует более 500 таких сервисов. Тем не менее, в некоторых случаях предприятия сталкиваются с недостатком готовых решений, разработанных специально для их отрасли или масштаба бизнеса. А разработка собственных стоит дорого.
Что делать? Осознать, что готовых цифровых продуктов, которые идеально удовлетворят потребности вашего бизнеса, не существует. В основе практически каждого сервиса лежит шаблон какой-то компании, которая когда-то решала собственные задачи. Но операционные процессы все время меняются. Это происходит из-за нововведений в законодательстве, развития технологий и других факторов.
Можно обращаться к универсальным системам и настраивать их под свои задачи. Такие есть почти в каждой сфере, даже узконаправленной.
Интеграция цифровых систем с существующими процессами и инфраструктурой может быть сложной задачей, особенно для предприятий с устаревшими системами или ограниченными ресурсами. Практически любой готовый продукт требует настройки и кастомизации под конкретный бизнес. А это создает новые затраты для компании: нужно либо обучать своих сотрудников, либо находить сторонних подрядчиков, либо доплачивать разработчику.
С этими трудностями сталкивается и FRONTIERS. У платформы есть конкретные запросы на интеграции с различными базами данных и системами. Компания пробовала работать с многими подрядчиками. Те поначалу утверждают, что все сделают, а спустя несколько недель возвращаются и говорят: «Оказывается, у вас тут другие настройки, вам нужен нестандартный подход, я так не умею». В итоге работа выполнена в лучшем случае на 10% от оговоренного объема, а время и деньги потрачены.
В итоге специалисты платформы осознали свою ошибку. Они полагались на опыт подрядчиков от работы с предыдущими проектами, но он был нерелевантен, поскольку у каждого бизнеса свои проблемы и запросы.
Что делать? Перед тем как идти с задачей к подрядчику, поговорите с несколькими сотрудниками, которые неплохо разбираются в цифровых технологиях. Пусть они поделятся своим видением системы, которая будет удовлетворять потребности бизнеса и в которой им будет комфортно работать. Получив обратную связь от сотрудников, можно сформулировать, что конкретно нужно вашей компании, и исходя из этого писать четкое ТЗ для подрядчиков, которые подскажут, что и как можно «докрутить» в бизнес-процессах.
Цифровизация — это почти всегда работа с большими объемами данных. Крупные компании способны направить на защиту своей информации такие ресурсы, которых у малых и средний предприятий просто нет. Так, в 2023 году в общий доступ было слито 1,12 млрд записей, содержащих персональные данные. Было зафиксировано 656 эпизодов (хотя реальное количество может быть больше). Доля ИП и малого бизнеса в структуре утечек выросла с 18,5 до 34,1%.
Что делать? Еще раз осознать, что идеал недостижим. Обычно малые и средние предприятия (за исключением тех, кто обладает стратегическими данными или аудиторией с доходами сильно выше средних) не представляют большого интереса для злоумышленников. В этом смысле большие риски связаны с утечкой информации к конкурентам. Например, если кто-то из сотрудников выгрузит контакты клиентов и передаст их третьему лицу, ваша компания может потерять часть рынка. Чтобы этого не происходило, регулируйте доступы сотрудников и подключайте специальные сервисы — например, чтобы они уведомляли руководителя при попытке выгрузить базу.
Таким образом, перечисленные факторы тормозят цифровизацию предприятий малого и среднего бизнеса и увеличивают разрыв с крупными корпорациями. В результате создаются условия для монополизации рынков. Кроме того, низкий уровень цифровизации мешает притоку инвестиций в МСП. В то же время при желании все эти факторы можно преодолеть. Вопрос всегда в мотивации собственника и его стратегическом видении развития бизнеса.
Большинство компаний малого и среднего бизнеса, обращающихся за частным финансированием, имеет недостаточный уровень цифровизации. Перед привлечением инвестиций проводится проверка, для нее нужен определенный пакет документов (например, мы запрашиваем общие сведения, данные о структуре проекта и его активах, финансовые показатели и другую информацию).
Бизнесы с достаточным уровнем цифровизации могут собрать и выгрузить такой пакет за несколько минут. Фактически же большинству компаний на это требуется две-три недели. Из этого мы делаем вывод, что бизнес-процессы на предприятии не оцифрованы. Это может создавать следующие риски для компании и, соответственно, инвесторов.
С учетом влияния уровня цифровизации на конкурентоспособность бизнеса этот показатель становится одним из главных при принятии решения о привлечении инвестиций. В случае отказа от сотрудничества через 6–12 месяцев аналитики FRONTIERS повторно анализируют проекты и чаще всего убеждаются в правильности сделанных ранее выводов.
Примерно половина из компаний, которым платформа отказала, ухудшает финансовые показатели или доходит до банкротства.
Однажды к ней обратилась компания по перепродаже осветительных приборов. Аудитория: госучреждения, строительные объекты, покупатели на маркетплейсах. У проекта не было четкой финансовой модели, а управленческая отчетность велась в таблице в экселе. Отсутствие специальных решений собственник объяснил их ненужностью — по его словам, бизнес слишком простой: купил — продал.
По мнению аналитиков инвестплатформы, каждый процесс в этой компании должен быть разложен по этапам, оптимизирован и цифровизован. Это позволило бы вовремя отследить изменения цены продажи, стоимость логистики, нововведения в налоговом законодательстве и т. п. Вручную собрать такую информацию практически невозможно, плюс велика вероятность человеческой ошибки. В итоге специалисты отказались от сотрудничества с проектом, а через некоторое время увидели, что фирма начала продавать в минус.
Таким образом, цифровизация бизнеса является одним из главных конкурентных преимуществ на сегодняшнем турбулентном рынке, в том числе при привлечении инвестиций. В ближайшее время внедрение IT-решений останется ключевым трендом для бизнеса. Компании будут активнее автоматизировать процессы, подключать облачные сервисы, задействовать в работе большие данные и улучшать клиентский опыт с помощью новых технологий. В краткосрочной перспективе это потребует затрат, но в средней и долгосрочной приведет к увеличению эффективности производства.
Конкретный алгоритм цифровизации для малого или среднего бизнеса зависит от отрасли, масштаба и других параметров компании. Однако общие шаги такие: