Может ли робот написать рецепт? Как и зачем рестораторы используют ИИ

Поделиться • 22 сентября 2025

Может ли робот написать рецепт? Как и зачем рестораторы используют ИИ

Может ли робот написать рецепт? Как и зачем рестораторы используют ИИ

Обложка
 Виктория Решульская

Текст: Виктория Решульская, PR-директор фестиваля «На Гребне», основатель агентства Bites&Brands, автор телеграм-канала «Нет Moet»

Фото: Unsplash


ИИ зашел на ресторанную территорию не так давно — года полтора назад, но, кажется, уже надолго. Сначала, как и везде, ему доверяли рутину вроде мониторинга отзывов, сбора информации, а потом делегировали серьезные задачи — креатив и даже составление меню. Я расскажу, как используют нейросети в разных ресторанах и что из этого получается.

ИИ зашел на ресторанную территорию не так давно — года полтора назад, но, кажется, уже надолго. Сначала, как и везде, ему доверяли рутину вроде мониторинга отзывов, сбора информации, а потом делегировали серьезные задачи — креатив и даже составление меню. Я расскажу, как используют нейросети в разных ресторанах и что из этого получается.

Все шефы, которые работали в соавторстве с искусственным интеллектом, отмечают, что нейросети анализируют сочетания ингредиентов, но не могут распознавать — вкусно получится в итоге или нет.

Кроме того, предложения ИИ часто бывают совсем не связаны с ресторанной математикой — категории дорого, дешево и разумно для него несущественны. Зато нейминг и разработка визуала еды на тарелках — сильная сторона.

Кейс Björn

Одним из первых проектов, который анонсировал что-то искусственное в своем контенте, парадоксально оказался ресторан с фокусом на все натуральное и устойчивое. Несколько месяцев три нейросети под руководством пиар-директора проекта работали над гастрономическим сетом из семи подач:

  • Midjourney разрабатывала визуал подач;
  • Chat GPT готовил рецепты и анализировал сочетания;
  • Chatsonic отвечал за названия и описания блюд

Было проанализировано множество ингредиентов, рецептов и вкусовых сочетаний, чтобы в итоге в него вошли блюда, которые отвечают принципам северной кухни. Их три:

  • простота;
  • локальность;
  • сезонность.

С помощью ИИ разрабатывались:

  • подача;
  • названия блюд;
  • алкогольные коктейли, сопровождающие сет.

Над проектом работала команда из шести человек:

  • пиарщик,
  • два повара,
  • управляющий,
  • it-специалист.

Несмотря на помощь ИИ и коллективное творчество, разработка заняла четыре месяца, это гораздо больше, чем требуется на обычные сеты (два-три месяца).

Процесс выглядел так:

  • члены команды на общей встрече формулировали разные варианты запроса для ИИ;
  • IT-специалист вводил этот запрос;
  • нейросети постепенно обучались, каждый раз выдавая более грамотные ответы.

В результате — у ресторана титул первопроходцев в ИИ-меню, внимание СМИ.

Было продано около 2 тыс. сетов. По словам пиар-директора ресторана Юлии Еньковой, сет стал самым продаваемым за всю историю гастрономических сетов в ресторане, хотя был доступен всего пять месяцев.

Однако процесс, по словам создателей, был тяжелый. О сложностях мне рассказал шеф-повар ресторана Владимир Молчанов:

«Чем точнее, детальнее будет промт — тем более релевантный вариант получишь. У нас несколько месяцев не получалось добиться, чтобы блюда сета отвечали философии ресторана. А еще у нейросетей так себе обстоят дела с рецептами, думаю, информации пока недостаточно и нужно продолжать обучать систему».

Кейс Lumicino

В ресторане Lumicino мы много упражнялись с Midjourney, чтобы придумать вирусный контент, отражающий айдентику проекта. Самые удачные картинки сеть придумала для визуализации вкуса коктейлей. Мы представили вкус коктейлей в виде героев, например «Фраголино» (в его составе джин, вермут, томаты) стал сексуальным итальянцем с мужественным профилем и томатами на плечах.

Также в феврале 2025 года в Historia реализовали проект, вдохновленный фильмом «On и Она» о взаимоотношениях девушки и искусственного интеллекта. Эта история, выпущенная к 14 февраля, стала основой для целой концепции, которая базировалась на двух легендарных книгах — «Пять языков любви» и «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры».

В самый романтичный месяц — февраль — в ресторане действовал сет для пар «Пять языков любви», разработанный искусственным интеллектом под руководством команды. Он включал:

  • десерт (язык любви — подарки),
  • безалкогольный милк панч (язык — забота),
  • лепешку с морепродуктами (время),
  • белые вагаси моти с клубникой (прикосновения) 
  • коктейль (слова) с qr-кодом, который вел на отдельный лендинг со стихами о любви.

Виртуальным «третьим» за столом оказался и сам герой фильма — Маркус. Чтобы попасть в чат-бот и начать общение с ним, достаточно было перейти по куар-коду на меню.

Для разработки проекта использовали ChatGPT. Например, он подсказывал, как придать лепешке с морепродуктами тайский акцент, ведь действие фильма происходит в Таиланде. В промпте мы указывали информацию про ресторан, сам фильм, блюда, которые нужно придумать, с кратким описанием, просили дать не только рецептуру, но и концепцию, и даже технологические карты.

Потом результаты, которые устраивали команду, мы прогоняли через нейросеть еще несколько раз, чтобы появились дополнительные варианты со всеми подробностями.

Как еще используют ИИ

Конечно, если на составление меню с помощью ИИ решаются не все, то в контексте создания афиш, сторис и промо- изображений нейросети давно потеряли статус инновационного инструмента.

Например, в ресторане «Казбек» практически все, что публикуется в соцсетях, сгенерировано ИИ. Это экономит время и бюджет. На один проморолик уходит от 10 до 20 тыс. руб., а также к этому нужно привлечь шеф-повара, моделей, найти дополнительный реквизит.

С помощью нейронки команда получает отрисованный контент, где есть интерьер, блюда, атмосфера ресторана и даже конкретные люди, например бренд-шеф Мамия Джоджуа.

И, конечно, нейросети помогают оперативно реагировать на тренды и своевременно принимать в них участие. Кстати о трендах: перуанский коктейльный бар Alpaca совместно с ИИ-креатором и блогером и Ксенией Ветровой устроили розыгрыш на лучшую генерацию контента с помощью нейросетей. Победитель получит абонемент на ежедневную порцию тако, который будет действовать три месяца. Цель — создать трендовый ugc-контент, чтобы увеличить охват.

Интересный опыт был у проектов Segreto и Segreto Salone, позиционирующих себя барными энтузиастами, которые ищут новые форматы в рецептурах коктейлей, дизайне и подаче.

Так появился один из ИИ-экспериментов — серия фирменных иллюстраций для этикеток авторских кордиалов и фантазийные визуализации коктейль-меню. Отвечала за проект креативный директор и основатель международной студии Cocreate Лиза Столярова. Она говорит об этом опыте так: «Я работаю там, где встречаются технологии, дизайн и современный брендинг, — и именно в этой точке рождаются самые интересные проекты. Во время учебы в UAL в Лондоне я глубоко погрузилась в тему креативного взаимодействия человека и искусственного интеллекта: как творческие умы и алгоритмы могут вдохновлять друг друга, и каким может быть будущее этой коллаборации».

Шеф-бармен бара Михаил Орлов рассказывает:

«Бартендеры знакомили каждого гостя с концепцией, историей создания меню и его иллюстрациями. Работы, которые мы создали при помощи ИИ, давали некую общую идею коктейля, его характера и настроения. Реакция была разная — от нейтральной и удивленной до восторженной и заинтересованной. Часто задавали дополнительные вопросы, смешные или серьезные. Пару раз уточняли, составлял ли искусственный интеллект сами коктейли. Приходилось разуверять».