Поделиться • 22 сентября 2025
Может ли робот написать рецепт? Как и зачем рестораторы используют ИИ
Может ли робот написать рецепт? Как и зачем рестораторы используют ИИ


Текст: Виктория Решульская, PR-директор фестиваля «На Гребне», основатель агентства Bites&Brands, автор телеграм-канала «Нет Moet»
Фото: Unsplash
ИИ зашел на ресторанную территорию не так давно — года полтора назад, но, кажется, уже надолго. Сначала, как и везде, ему доверяли рутину вроде мониторинга отзывов, сбора информации, а потом делегировали серьезные задачи — креатив и даже составление меню. Я расскажу, как используют нейросети в разных ресторанах и что из этого получается.
ИИ зашел на ресторанную территорию не так давно — года полтора назад, но, кажется, уже надолго. Сначала, как и везде, ему доверяли рутину вроде мониторинга отзывов, сбора информации, а потом делегировали серьезные задачи — креатив и даже составление меню. Я расскажу, как используют нейросети в разных ресторанах и что из этого получается.
Все шефы, которые работали в соавторстве с искусственным интеллектом, отмечают, что нейросети анализируют сочетания ингредиентов, но не могут распознавать — вкусно получится в итоге или нет.
Кроме того, предложения ИИ часто бывают совсем не связаны с ресторанной математикой — категории дорого, дешево и разумно для него несущественны. Зато нейминг и разработка визуала еды на тарелках — сильная сторона.
Одним из первых проектов, который анонсировал что-то искусственное в своем контенте, парадоксально оказался ресторан с фокусом на все натуральное и устойчивое. Несколько месяцев три нейросети под руководством пиар-директора проекта работали над гастрономическим сетом из семи подач:
Было проанализировано множество ингредиентов, рецептов и вкусовых сочетаний, чтобы в итоге в него вошли блюда, которые отвечают принципам северной кухни. Их три:
С помощью ИИ разрабатывались:
Над проектом работала команда из шести человек:
Несмотря на помощь ИИ и коллективное творчество, разработка заняла четыре месяца, это гораздо больше, чем требуется на обычные сеты (два-три месяца).
Процесс выглядел так:
В результате — у ресторана титул первопроходцев в ИИ-меню, внимание СМИ.
Было продано около 2 тыс. сетов. По словам пиар-директора ресторана Юлии Еньковой, сет стал самым продаваемым за всю историю гастрономических сетов в ресторане, хотя был доступен всего пять месяцев.
Однако процесс, по словам создателей, был тяжелый. О сложностях мне рассказал шеф-повар ресторана Владимир Молчанов:
«Чем точнее, детальнее будет промт — тем более релевантный вариант получишь. У нас несколько месяцев не получалось добиться, чтобы блюда сета отвечали философии ресторана. А еще у нейросетей так себе обстоят дела с рецептами, думаю, информации пока недостаточно и нужно продолжать обучать систему».
В ресторане Lumicino мы много упражнялись с Midjourney, чтобы придумать вирусный контент, отражающий айдентику проекта. Самые удачные картинки сеть придумала для визуализации вкуса коктейлей. Мы представили вкус коктейлей в виде героев, например «Фраголино» (в его составе джин, вермут, томаты) стал сексуальным итальянцем с мужественным профилем и томатами на плечах.
Также в феврале 2025 года в Historia реализовали проект, вдохновленный фильмом «On и Она» о взаимоотношениях девушки и искусственного интеллекта. Эта история, выпущенная к 14 февраля, стала основой для целой концепции, которая базировалась на двух легендарных книгах — «Пять языков любви» и «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры».
В самый романтичный месяц — февраль — в ресторане действовал сет для пар «Пять языков любви», разработанный искусственным интеллектом под руководством команды. Он включал:
Виртуальным «третьим» за столом оказался и сам герой фильма — Маркус. Чтобы попасть в чат-бот и начать общение с ним, достаточно было перейти по куар-коду на меню.
Для разработки проекта использовали ChatGPT. Например, он подсказывал, как придать лепешке с морепродуктами тайский акцент, ведь действие фильма происходит в Таиланде. В промпте мы указывали информацию про ресторан, сам фильм, блюда, которые нужно придумать, с кратким описанием, просили дать не только рецептуру, но и концепцию, и даже технологические карты.
Потом результаты, которые устраивали команду, мы прогоняли через нейросеть еще несколько раз, чтобы появились дополнительные варианты со всеми подробностями.
Конечно, если на составление меню с помощью ИИ решаются не все, то в контексте создания афиш, сторис и промо- изображений нейросети давно потеряли статус инновационного инструмента.
Например, в ресторане «Казбек» практически все, что публикуется в соцсетях, сгенерировано ИИ. Это экономит время и бюджет. На один проморолик уходит от 10 до 20 тыс. руб., а также к этому нужно привлечь шеф-повара, моделей, найти дополнительный реквизит.
С помощью нейронки команда получает отрисованный контент, где есть интерьер, блюда, атмосфера ресторана и даже конкретные люди, например бренд-шеф Мамия Джоджуа.
И, конечно, нейросети помогают оперативно реагировать на тренды и своевременно принимать в них участие. Кстати о трендах: перуанский коктейльный бар Alpaca совместно с ИИ-креатором и блогером и Ксенией Ветровой устроили розыгрыш на лучшую генерацию контента с помощью нейросетей. Победитель получит абонемент на ежедневную порцию тако, который будет действовать три месяца. Цель — создать трендовый ugc-контент, чтобы увеличить охват.
Интересный опыт был у проектов Segreto и Segreto Salone, позиционирующих себя барными энтузиастами, которые ищут новые форматы в рецептурах коктейлей, дизайне и подаче.
Так появился один из ИИ-экспериментов — серия фирменных иллюстраций для этикеток авторских кордиалов и фантазийные визуализации коктейль-меню. Отвечала за проект креативный директор и основатель международной студии Cocreate Лиза Столярова. Она говорит об этом опыте так: «Я работаю там, где встречаются технологии, дизайн и современный брендинг, — и именно в этой точке рождаются самые интересные проекты. Во время учебы в UAL в Лондоне я глубоко погрузилась в тему креативного взаимодействия человека и искусственного интеллекта: как творческие умы и алгоритмы могут вдохновлять друг друга, и каким может быть будущее этой коллаборации».
Шеф-бармен бара Михаил Орлов рассказывает:
«Бартендеры знакомили каждого гостя с концепцией, историей создания меню и его иллюстрациями. Работы, которые мы создали при помощи ИИ, давали некую общую идею коктейля, его характера и настроения. Реакция была разная — от нейтральной и удивленной до восторженной и заинтересованной. Часто задавали дополнительные вопросы, смешные или серьезные. Пару раз уточняли, составлял ли искусственный интеллект сами коктейли. Приходилось разуверять».