«Диагностика» сотрудников
В первую очередь нужно понимать внутренние настройки человека, определяющие его поведение и реакции на различные стимулы, фильтры, через которые он воспринимает информацию, то есть метапрограммы. Например, для успешных продавцов необходима проактивность, но если она сочетается с ориентацией на цель, то мы получим агрессивные продажи.
Если создать «идеальный профиль» сотрудника, то можно сэкономить время на этапе найма и отсеять лишних кандидатов.
Даже в рамках одной и той же профессии, например юриста, явно есть различия по задачам. При одинаковом уровне образования ориентация на процедуры будет эффективна в корпоративном праве, а для адвоката она становится сдерживающим препятствием, так как любой сбой в процессе может вызвать стресс.
Ключевые категории можно самостоятельно определить на этапе собеседования, задавая подготовленные вопросы. Легче всего выявить канал убеждения через характерные фразы и слова, которые человек использует в разговоре:
- визуал — «посмотрим», «все ясно»;
- аудиал — «звучит убедительно»;
- дискретик — «прочитать», «ознакомится».
Также в процессе наблюдения можно диагностировать реактивность.
- Ерзает, использует короткие фразы, не любит сидеть и ждать, — перед вами инициатор.
- Медленная речь, длинные предложения с вводными словами, экономные движения — явные признаки терпеливого по способу реакции на события сотрудника. Из них стоит набирать операторов кол-центров, например.
- Если же явно выражены обе метапрограммы, это потенциальный кандидат на руководящую позицию.
После первого этапа — описания профиля — следующий, еще более важный — выбор инструментов мотивации. Очевидно, что сотрудник должен быть компетентным, уметь самостоятельно формулировать задачи и «самомотивироваться». Но таких — единицы и руководитель или собственник компании может увидеть его, пожалуй, только в зеркале.
Все остальные в той или иной степени нуждаются в стимулировании. Люди в массе своей действуют на основании установок и стереотипов, которые вызывают автоматические реакции.