Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Кражи и предвзятое отношение: с какими сложностями я столкнулся, строя сеть бесконтактных минимаркетов

Поделиться • 27 марта 2025

Кражи и предвзятое отношение: с какими сложностями я столкнулся, строя сеть бесконтактных минимаркетов

Кражи и предвзятое отношение: с какими сложностями я столкнулся, строя сеть бесконтактных минимаркетов

Алексей Шерстов

Текст: Алексей Шерстов, основатель сети бесконтактных микромаркетов «ВремяЕсть»

Фото: Unsplash


По данным Technavio, в период с 2024 по 2029 год ожидается рост рынка автоматизированной торговли на $35,16 млрд при среднегодовом темпе роста 30,7%. На фоне увеличения темпа жизни и тренда на экономию времени ниша выглядит привлекательно. Однако есть и подводные камни. Например, очень высок уровень краж, а потребители часто думают, что в автоматах продается только джанк-фуд. Опираясь на свой личный опыт, расскажу, что важно учесть при создании такого бизнеса.

По данным Technavio, в период с 2024 по 2029 год ожидается рост рынка автоматизированной торговли на $35,16 млрд при среднегодовом темпе роста 30,7%. На фоне увеличения темпа жизни и тренда на экономию времени ниша выглядит привлекательно. Однако есть и подводные камни. Например, очень высок уровень краж, а потребители часто думают, что в автоматах продается только джанк-фуд. Опираясь на свой личный опыт, расскажу, что важно учесть при создании такого бизнеса.

Индустрия продолжит расти, особенно в рамках всеобщего тренда на персонализацию, автоматизацию, сокращение затрат и экономию времени.

Меняются модель образа жизни и покупательские паттерны. Также формат вендинговых автоматов частично решает проблему общего дефицита кадров, который есть в том числе в ретейле, общепите и на пищевых производствах.

Поиск идеи

Как потребитель я часто видел вендинговые автоматы в офисах и других общественных пространствах. Их ассортимент меня не радовал — в основном это были сэндвичи, нездоровые снеки и напитки.

Изучая опыт лидеров рынка, я обнаружил пробел: крайне низкое предложение здоровой альтернативы для офисного питания. Тренд на здоровый образ жизни на тот момент уже существовал, а стоящие в бизнес-центрах вендинговые аппараты не удовлетворяли растущий спрос на полезную еду.

Формат доставки здорового питания (рационы на день-два) тогда набирал обороты, но еще не был таким доступным для широкой аудитории. Мне захотелось создать более доступное решение для питания в офисах, которое находилось бы под рукой. Формат предполагал использование холодильников, которые можно было бы без предоплаты открыть, рассмотреть ассортимент и выбрать продукт.

Аудитория бесконтактных микромаркетов — это современные городские жители, которые экономят свое время и заботятся о здоровье, а также активно используют цифровые сервисы при совершении покупок. В частности, это работники офисов и бизнес-центров, которые не хотят тратить обеденный перерыв на поход в кафе, но не готовы перекусывать чипсами и шоколадками.

Я запустил проект в 2021 году: сначала — сеть вендинговых аппаратов, а после — бесконтактные микромаркеты и кофе-корнеры. Формат микромаркетов ориентирован на продукты с небольшим сроком хранения. За три года мы расширились до 500 точек.

Одним из основных шагов в создании проекта микромаркетов стал поиск УТП. Изучив сильные и слабые стороны рынка, а также потребности потенциальной целевой аудитории, мы увидели, что среди основных запросов:

  • возможность подсчета калорий, белков, жиров и углеводов;
  • разнообразие и постоянная ротация ассортимента.

Эти факторы и легли в основу нашего торгового предложения.

Разработка ПО и подбор оборудования

ПО разрабатывали на старте проекта. У команды уже был опыт работы с известными системами телеметрии на рынке. Понять их недостатки при управлении большим количеством точек и стало основной технического задания.

 По сути, весь программный комплекс разделен на несколько модулей:

  • управление экранами точек, баннерами, рекламой и меню;
  • программа лояльности;
  • закупки и контроль остатков;
  • рабочее место оператора и аудитора;
  • рабочее место категорийного менеджера;
  • календарь обслуживания и веерная загрузка;
  • рабочее место администратора точек;
  • отчеты.

Такая структура также позволяет видеть централизованно продажи и остатки в любой момент времени. Вся аналитика собирается онлайн и в режиме реального времени дает возможность планирования или коррекции загрузки на завтра, а также дает информацию и возможность оперативного реагирования на спад или рост продаж на каждой конкретной точке.

В основе взаимодействия платформы с точками лежит подписочная модель, когда общение терминалов с сервером идет по потребности, а не массово. Это дает возможность при росте точек не увеличивать нагрузку на отработку централизованных процессов и сценариев и позволяет проекту расти в два-три раза каждый год.

Используемое оборудование частично российского производства (холодильники), частично — китайского (кофемашины, мониторы). Среди основных критериев выбора — цена, логистические нюансы, а также возможности оборудования, например пропускная способность кофемашины.

500 тыс. руб. — стоимость одного «набора» из холодильника, кофемашины, деревянного корнера и IT-составляющих (ПО, сканер и прочее).

Выбор поставщиков

Поставщики отбираются на основе их специализации (сухой или холодный ассортимент). Среди ключевых критериев:

  • соотношение цены и качества;
  • состав;
  • срок годности;

  • вес;
  • визуальная привлекательность упаковки.

Продукты с коротким сроком годности (например трехсуточные) не рассматриваются из-за высоких рисков списания. Салаты и вторые блюда не пользуются спросом покупателей, если их срок превышает пять-семь дней. Десерты вроде тортов могут храниться дольше, но потребители также неохотно выбирают их, если срок годности превышает семь дней.

Важно учитывать и плановую себестоимость, которая определяет, подходит ли продукт для продажи. Например, средняя цена на второе блюдо составляет 350 руб., поэтому закупка по 290 руб. и продажа по 550 руб. нецелесообразна.

Для обеспечения ротации продуктов необходимо иметь минимум пять поставщиков для каждой категории (завтрак/перекус/обед, суп/салат/десерт), чтобы еженедельно предлагать покупателям разнообразие. На полке могут быть представлены два или три вида одного блюда, например шаурмы, так как монополии на товары нет.

Главные каналы, через которые мы ищем поставщиков:

  • отраслевые выставки,
  • личные знакомства,
  • рабочий нетворкинг,
  • интернет,
  • изучение конкурентов и смежных ниш.

Выбор локаций

Первые для выхода локации мы выбирали по следующим принципам:

  • крупные офисы (от 100 до 150 человек), способные обеспечить постоянную генерацию потока;
  • график работы и, соответственно, потребления — 5/2;
  • желательное наличие программы компенсации питания, например оплата с помощью корпоративного бейджа или пропуска;
  • наличие в локации других форматов офисного питания.

В процессе масштабирования проекта пул локаций расширялся, и сейчас микромаркеты расположены не только на территории бизнес-центров и собственных офисов компаний, но и в коворкингах, медицинских учреждениях, жилых комплексах, автосалонах.

Основные сложности

Вот главные вызовы, с которыми предприниматель столкнется, выбрав сферу вендинга.


1

Непрерывная работа с устоявшимся представлением, что еда в вендинговых аппаратах не может быть качественной и полезной. Люди воспринимают еду в вендингах как что-то вредное, с огромным сроком годности и сомнительным составом.


2

По нашим данным, 60% поставщиков готовой еды у всех продавцов (микромаркетов, магазинов, сервисов доставки) одни и те же. А так как на территории одного бизнес-центра или офиса может стоять сразу несколько микромаркетов разных компаний, это размывает у потребителя понимание, чем одни отличаются от других. Поэтому здесь важно выделять ресурсы на поиск новых, уникальных поставщиков в разных категориях.


3

Существует проблема краж, характерная для формата самообслуживания. Уровень краж в нише микромаркетов варьируется от 2% до 5%. Чаще это происходит в точках с проходящим трафиком, чем в локациях с постоянными сотрудниками. Проблема решается с помощью современных систем видеонаблюдения и анализа данных, позволяющих отслеживать продажи, пополнение и списание товаров.


4

Сложное операционное управление. Так как в первую очередь это магазин без продавца, нужно хорошо знать своего потребителя и удовлетворять его потребности. Анализировать ежедневно показатели по всему бизнесу в разрезе каждой точки и группы. Прогнозировать продажи и стабилизировать себестоимость. Учитывать сезонность, сменный и гибридный график сотрудников на точках.

Особенности масштабирования

Помимо расширения пула локаций в виде офисных пространств отдельный акцент при масштабировании проекта был сделан на арендные дома, квартиры в которых не продаются частным лицам, а сдаются в долгосрочную аренду через профессиональную управляющую компанию. Такой формат жилья популярен среди молодых людей, студентов, командировочных, а также компаний, нуждающихся в размещении сотрудников. Здесь мы отлично попали в аудиторию, имеющую потребность в готовой еде под рукой.

Среди основных трудностей при масштабировании можно выделить следующие.

  • Сложность автоматизации при кратном росте. Во-первых, это очень дорого — только настройка товарного учета обойдется в 4–5 млн. руб. Во-вторых, требуется системность — сервера должны выдержать нагрузку при очень быстрой обработке большого массива данных. Очень важно понимание своих мощностей и возможностей их увеличения.
  • Сохранение качества бизнес-процессов. Здесь самое главное — это режим, регламент и оценка.

Сейчас мы хотим дальше масштабироваться в Москве и Московской области. Емкость рынка в регионах России, безусловно, тоже есть, но существуют барьеры. В частности:

  • необходимость значительных инвестиций для открытия множества точек одновременно (здесь проблематично назвать вилку, так как размер вложений очень сильно зависит от региона, количества точек и бизнес-модели);
  • сложности логистики.