Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Прежде чем заводить блог, проверьте бухгалтерию: как предпринимателю сегодня строить личный бренд

Поделиться • 24 марта 2025

Прежде чем заводить блог, проверьте бухгалтерию: как предпринимателю сегодня строить личный бренд

Прежде чем заводить блог, проверьте бухгалтерию: как предпринимателю сегодня строить личный бренд

Текст: Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства Didenok Team

Фото: Unsplash


Кажется, в 2025 году стать уникальным невозможно. На деле это не так. Чтобы выделиться среди тысячи конкурентов, предприниматель может построить бизнес вокруг своей личности и продвигать проект, создав в медиа определенный образ. Однако это стратегия не для всех. Как развивать личный бренд и что необходимо проверить в компании перед стартом, рассказал «Инк.» диджитал-продюсер, основатель коммуникационного агентства Didenok Team Кирилл Диденок.

Я очень давно активно веду свои соцсети. Раньше даже не подозревал, что таким образом развиваю свой личный бренд. Зато когда я стихийно стал предпринимателем, именно среди своих подписчиков я искал сотрудников и подрядчиков.

Я считаю, что люди делятся на два типа. Первый — которые умеют делать и не умеют говорить о себе. Второй — умеют говорить о себе и не умеют делать. Надо комбинировать и то и другое, хоть это и очень сложно — заниматься развитием личного бренда и ведением соцсетей, когда у тебя есть работа, встречи, задачи. Но надо.

Надо, но для чего

Развивая личный бренд через социальные сети, публичные выступления, публикации и другие каналы, предприниматель может:

1. Демонстрировать свои знания и опыт, укрепляя образ эксперта, авторитета и лидера мнений в своей области. Я, например, часто выступаю на конференциях и ТВ, участвую в подкастах, пишу статьи и даю комментарии на тему рекламы в целом и инфлюенс-маркетинга в частности. И если раньше необходимо было «стучаться» к организаторам мероприятий и журналистам самостоятельно, то сейчас в основном я получаю входящие приглашения, так как в свое время уже доказал свою экспертность в своей сфере. Благодаря регулярному присутствию в информационном поле можно повысить узнаваемость на рынке и привлечь внимание потенциальных клиентов, инвесторов, новых сотрудников.

2. Выделяться на фоне конкурентов, подчеркивая свою уникальность, философию и ценности. Люди предпочитают взаимодействовать с теми, чьи ценности совпадают с их собственными. Я уже давно не пытаюсь быть популярным или понятным для широких масс. Не пытаюсь нравиться всем. Я транслирую в своем блоге то, что интересно мне. И так нахожу единомышленников, кто разделяет мои взгляды, — с ними комфортнее, приятнее и эффективнее работать.

3. Укреплять доверие среди важных сегментов целевой аудитории (партнеров, инвесторов, потребителей) благодаря своей репутации и достижениям. Много клиентов моего бизнеса следили за мной когда-то давно в соцсетях — в том числе таким образом у них формировалось ко мне доверие.

4. Налаживать полезные связи с другими экспертами и организациями для партнерств, сотрудничества или масштабирования бизнеса (франчайзинг, получение инвестиций, выход на новые рынки). Сейчас вряд ли может показаться, что я интроверт, стесняюсь выходить на публику или знакомиться с новыми людьми, но это так. Для меня это огромный стресс. Но очень часто приходится выходить в общество. На любом мероприятии я обязательно встречаю знакомых или просто тех, кто меня знает. Даже если вы с кем-то не знакомы, не бойтесь начать беседу — задавать вопросы, делать комплименты и, может быть, уместно критиковать. Все это сильно помогает завязать диалог.

Я уже говорил, что много лет вел соцсети. Популярности или хайпа это точно не давало. А вот топовый нетворкинг — да. Благодаря соцсетям многие сами мне писали, потому что знали, что я делаю. Например, Катя Адушкина добавилась ко мне в друзья во «ВКонтакте», когда ей было 12 лет. Я сильно удивился от количества ее подписчиков и, конечно, захотел познакомиться с ней и с ее семьей. Влад Бумага, когда у него было 100 тыс. подписчиков, сам написал мне во «ВКонтакте» и сам предложил встретиться, когда я был в Минске.

5. Облегчать процесс привлечения новых сотрудников в компанию. Раньше я каждую вакансию публиковал у себя в сторис. И это давало выхлоп!

6. Работать над собой, поскольку развитие личного бренда стимулирует саморефлексию, улучшение навыков общения и публичных выступлений.

7. Создавать долговременное наследие, поскольку сильный личный бренд и имя предпринимателя может оказывать положительное влияние на бизнес даже после его ухода. Мое агентство неразрывно навсегда связано с моей фамилией.

Кстати, это мне сильно помогло в кризисные времена. Помню, в начале 2022 года у нас отвалилось 85% клиентов. Мы выживали только благодаря постоплате, которую предусматривает наша сфера деятельности. Тогда я сделал клич по клиентам в своих соцсетях, написал, что нам очень нужны проекты, — мы хотим, стараемся и готовы! Это дало результат: пришли бренд-менеджеры и директора, мы договорились о встречах. Такая новая энергия взбодрила и нашу команду, и команды клиентов. Идея простая, однако именно она сработала классно. В кризисные времена или в моменты, когда что-то шло против моего бизнеса, телефонная книжка и личный бренд работали прекрасно.

А есть ли риски?

У медали всегда две стороны. Поэтому рассмотрим и негативные аспекты развития личного бренда.

1. Вы — всегда «крайний». Лидер с сильным личным брендом всегда несет ответственность за любые проблемы компании.

Например, сбои в автопилоте Tesla часто приводят к обвинениям Илона Маска в недостаточном контроле качества. Его личный бренд тесно связан с компанией, поэтому любые проблемы воспринимаются как личные неудачи Маска. Или когда у пользователей возникают проблемы с продукцией Apple, виноватым часто считают Тима Кука. Его имя ассоциируется с качеством и инновациями компании.

Так происходит из-за сильной ассоциации лидера с брендом, высоких ожиданий и медийного внимания. Илону Маску и Тиму Куку приходится принимать на себя критику и искать решения, чтобы сохранить доверие клиентов.

Кроме того, из-за ошибок или высказываний конкретного человека может быть нанесен урон бизнесу.

Когда Илон Маск вовлекается в геополитические скандалы или пишет неоднозначные посты, акции Tesla часто падают. Канье Уэст сделал ряд провокационных заявлений, вызвавших широкую общественную критику и бойкоты. В результате Adidas разорвал контракт с ним, что привело к прекращению производства и продаж продукции бренда Yeezy.

Развивая личный бренд, вы берете на себя новую ответственность, поэтому важен серьезный, осознанный подход к коммуникации. Любое неуместное высказывание может нанести большой урон вашей репутации и бизнесу.

2. Осторожная коммуникация. Публикуя что-то в соцсетях, например, рассказывая, как работаем со своими сотрудниками, чаще всего мы публикуем позитив. Но люди, в том числе твой персонал, могут воспринимать это как триггер — им может не понравиться, что ты рассказываешь о том, как тебе с ними работается или отдыхается.

И еще. У всего рекламного рынка были налоговые проверки. И я со своим бизнесом попал в эту историю. У меня были допросы и встречи с представителями различных структур. Часто в диалоге фигурировали статьи обо мне в СМИ, либо видеоинтервью, либо какие-нибудь посты из социальных сетей, либо даже подписи в шапке профиля у меня или у кого-то из моих коллег. Это все о рисках и о том что, если делаешь яркие шаги, нужно перед ними все вычистить и настроить.

3. Соизмерять свои желания с желаниями окружающих. Как-то у меня брал интервью основатель «Атлантов» Михаил Воронин. Мы говорили про популярность, личный бренд и создание контента. Михаил — человек, у которого очень крутой нетворкинг и классные возможности снимать контент, развивая личный бренд. Во время нашего интервью я задал ему вопрос, хочет ли его супруга быть блогером. Он ответил: «Очень». И тогда я сказал: «Знаешь, вот у тебя точно что-то получится. Но если у тебя начнет получаться, а у нее нет, при том что ты вообще не стараешься, а она — очень, тебе домой будет немножко грустнее возвращаться». Он меня услышал и задумался над этим тезисом.

Когда у тебя есть семья или партнеры по работе, ты не можешь просто взять и стать звездой интернета. Тебе надо это соизмерять и сопоставлять с твоими родственниками, близкими, партнерами по работе. Тебе нужно думать о том, как они себя почувствуют, если ты начнешь транслировать свою жизнь, а, значит, и их жизнь в социальные сети. Многим вообще не очень безопасно вести соцсети и рассказывать про свою семью. Поэтому-то есть всегда огромная разница между тем, как человек живет на самом деле, и тем, что он показывает. Тут вопрос не про искренность и не про открытость, тут вопрос про сторителлинг. Что ты придумываешь, чтобы показывать вовне? Что ты транслируешь вовне? Очень редко у успешных блогеров реальная жизнь такова, какой они ее показывают. Чаще всего это прописывается и продумывается разными специалистами.

Вам не стоит развивать личный бренд если:

  • вы цените приватность, не стремитесь к публичной деятельности и не хотите подвергать свою жизнь общественному вниманию;
  • вы не готовы к критике и общественному давлению;
  • вы работаете в чувствительных или закрытых сферах: силовых структурах, секретных службах, научных исследованиях.

Перед взлетом — пристегнитесь

Если преимущества перевесили все недостатки, перед тем как развивать личный бренд, убедитесь, что:

  • бухгалтерия и финансовые отчеты за последние три года точны и актуальны. Организуйте бухгалтерские записи для легкой проверки;
  • налоги за последние три года оплачены вовремя и в полном объеме. Проверьте наличие подтверждающих документов;
  • корпоративные документы — учредительные, трудовые договоры и кадровый документооборот — юридически в полном порядке;
  • соблюдены все нормы пожарной безопасности, необходимые документы в наличии.

Я готов! С чего начать?

Вот три стратегии развития, которые могут принести вашему личному бренду максимум пользы.

  • Продвижение через экспертизу. Берете плоды вашей многолетней работы, яркие кейсы, опыт и базу знаний, выбираете узкую тематику и продвигаетесь с позиции эксперта в конкретной области. Я за то, чтобы наращивать маленький активный аккаунт в соцсети. Чуть позже можно подключать PR: сотрудничать со СМИ, выходить в изданиях, о публикации в которых вы мечтали. Я, например, прямо сейчас пишу этот материал в издание, которое мне нравится самому уже долгие годы.
  • Продвижение за счет имен уже популярных персон. Эта история часто работает с интервьюерами, которых сейчас знает вся страна. Или когда косметологи привлекают внимание аудитории в Reels, разбирая лица селебрити и рассказывая, какие были сделаны процедуры на их примерах. Я часто хожу на мероприятия с блогерами. Или публикую с резидентами моего агентства контент в свои соцсети.
  • Продвижение на хайпе. Вопреки всем правилам — громко и даже беспринципно. Не всем подходит, не всем советую, но такой способ имеет место быть. Тут работает правило «чем о вас больше говорят и пишут, тем лучше». Так популярность получила, например, Инстасамка.

Она была слишком вопиющей, невежественной и какой-то странной. Но потом поменялись времена, как и законодательство, и она «переобулась». Даша изменила свой стиль с рэпа на поп. Изменила риторику, убрала мат, провокации. Изменила позиционирование в социальных сетях — из хамки, которая могла вылить суп в лицо курьера и наорать на собственный персонал, Даша превратилась в милашку, которая дает советы и оказывает поддержку подписчицам через кружочки в телеграм-канале. В зависимости от того, из чего складывается твоя монетизация и доход, даже артисты топ-уровня меняют свою стилистику. Потому что Инстасамка была сконцентрирована на финансовом доходе.

А, например, Настя Ивлеева никак не обращала внимание на каналы монетизации, когда проходила сложный период кризиса после «голой» вечеринки. Она сфокусировалась на вечном, нашла себе мужа. Конец. У меня очень много примеров, когда люди начинают с хайпа и потом либо проваливаются, либо выплывают уже в новой роли. Надо трудиться и пробовать. Даже если вначале что-то идет не так, потом можно развернуться и поехать в правильном направлении.

Раньше развивать личный бренд в соцсетях было проще, поскольку был доступ к промоинструментам площадок. Но это не значит, что сейчас вариантов продвижения нет.

Продвигаться в диджитале в 2025 году можно:

  • через Reels и иные вертикальные форматы;
  • через заботливый tone of voice при общении с потребителями контента;
  • через коллаборации — обмен аудиториями с инфлюенсерами и брендами;
  • через многоканальность — присутствовать во всех соцсетях.