Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruПоделиться • 28 марта 2025
Какие черты стартапа сохранить при масштабировании: кейс IT-отдела Flowwow
Какие черты стартапа сохранить при масштабировании: кейс IT-отдела Flowwow
Текст: Дмитрий Шестернин, технический директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow
Около 90% стартапов закрывается в первый год, потому что так и не начинают зарабатывать. Только 1% проходит «долину смерти» и становится устойчивым бизнесом. При этом просто выжить недостаточно: нужно еще и масштабировать бизнес так, чтобы он не потерял эффективность. На примере IT-департамента расскажу, какие черты стартапа стоит сохранять крупному игроку, от чего лучше избавиться и как с развитием меняется структура бизнеса.
Около 90% стартапов закрывается в первый год, потому что так и не начинают зарабатывать. Только 1% проходит «долину смерти» и становится устойчивым бизнесом. При этом просто выжить недостаточно: нужно еще и масштабировать бизнес так, чтобы он не потерял эффективность. На примере IT-департамента расскажу, какие черты стартапа стоит сохранять крупному игроку, от чего лучше избавиться и как с развитием меняется структура бизнеса.
Во время переходного этапа меняется сам продукт, над которым работают в компании. А следом трансформируется весь бизнес. Если прототип продукта стартапа обычно помещается на одном сервере, для его поддержания и совершенствования требуется всего пара разработчиков. Однако по мере роста компании, совершенствования приложения или сайта необходимо больше мощностей для хранения и обработки данных.
В быстрорастущей компании объем информации увеличивается в разы и для ее обработки нужна сложная IT-инфраструктура со своим дата-центром. На старте работы прототип нашего маркетплейса размещался на одном сервере, который был предоставлен компании благодаря гранту.
В то время для поддержания работы сайта хватало $5 тыс. на два года.
Однако спустя время команда заметила, что ресурсы единственного сервера, на котором умещались и база данных, и фронтенд, и бэкенд, уже недостаточно. Даже самый большой сервер имеет свои ограничения, поэтому было принято решение «расселить» базу данных на один, а код на другой. После этого необходимо было организовать междусерверное взаимодействие.
Это стало первой поворотной точкой в трансформации. А вот что было дальше.
Стало ясно, что нужно оптимизировать систему. Для этого требовались новые скиллы и перетрансформация продукта. Необходимо было «переучить» платформу использовать две-три-четыре базы данных, которые записывают разную информацию для разных целей. Все это привело к росту парка серверов, которые обслуживают их.
Мы пришли к тому, что сейчас серверов более 200 штук и суммы, которой нам хватало на два года в начале работы, теперь хватает максимум на трое суток.
В стартапах обычно работают до 10 сотрудников. Они тесно взаимодействуют друг с другом, и каждый из них четко понимает свои задачи и зону ответственности. С увеличением бизнеса команда в компании превращается в многоуровневую цепочку, которая пропорционально росту сложных задач становится больше. И такие большие изменения не могут пройти безболезненно.
В стартапе отношения между сотрудниками достаточно близкие, а работа строится больше на интересе, чем на денежной мотивации. В процессе трансформации необходимо не только перестроить структуру, но и тип отношений в команде.
Мы старались все изменения проводить через открытые коммуникации и объяснять сотрудникам:
Открытость, подробные объяснения и озвучивание ожиданий помогли снизить тревожность в команде и облегчить этот период.
В отличие от стартапа, IT-отдел в корпорации должен работать не только на пользователей, но и на внутренних разработчиков.
Программисты совершенствуют код, создают и внедряют инструменты для внутренней разработки. Впоследствии другие сотрудники улучшают пользовательский опыт клиентов. Например, у нас часть аналитиков создает дашборды, настраивает, автоматизирует обновление данных в них для других аналитиков компании, а также для сотрудников подразделений, которые работают с информацией.
В стартапах часто работают фулстеки — специалисты широкого профиля. Это люди, которые не боятся выполнять любую работу, даже разобраться в новом ПО или изучить тему с нуля. Они готовы сделать это в сжатые сроки, но порой не гарантируют качества. Они принимают решение по принципу «работающий продукт лучше классного, но неработающего». Уровень их квалификации не измеряется стандартными грейдами, так как важна только их эффективность.
В процессе роста понимание, какие именно сотрудники требуются, приходит достаточно органично. Оценивая цели, планы работ, нагрузку на одного сотрудника, понять, когда нужно открывать новые вакансии, просто. Но это касается только тех ситуаций, когда решение очевидно. Например, когда есть четкий пул задач, которые необходимо выполнить, а ресурсов или навыков команды не хватает.
Иногда бывает так, что нужен специалист, но нет понимания, кто это должен быть.
Например, нам требовался архитектор базы данных. Мы знали, что есть определенные слои проблем с базами данных, но у нас не было представления о нужном решении и потенциальных навыках нового сотрудника. Поэтому мы открыли вакансию с расплывчатым описанием, смотрели отклики и проводили собеседования, чтобы со временем понять, кто подойдет на эту должность. Испытательный срок помогал окончательно определиться, соотносятся ли все ожидания с реальностью. Так мы успешно нашли нужных людей.
В переходный период от стартапа к корпорации мидл-разработчики составляют примерно 80% команды и выполняют базовые задачи. Около 15% приходится на сеньор-специалистов, в том числе тимлидов, которые решают сложные вопросы.
Джуны появляются позже, когда не хватает работников на технические позиции. Тогда компании выгоднее взять неопытных специалистов и обучить их, чем указывать в вакансии зарплату на 20–30% выше рыночной. Во Flowwow сейчас нет потребности в джуниор-специалистах в разработке. Однако в течение последнего года компания активно нанимала таких сотрудников в отдел аналитики.
Некоторых джунов маркетплейс перевел из других департаментов, не связанных с IT. Так, один из сотрудников стал свитчером: из HR-отдела перешел на позицию младшего аналитика.
Кроме того, команда разработки начинает дробиться на узкоспециализированные команды. Появляется первая внутренняя иерархия. Все это помогает оптимизировать коммуникацию между отделами и налаживает их взаимодействие.
Например, на старте работы маркетплейса сотрудники выбрали для себя Spotify-модель, придуманную в одноименной компании: разделились на кросс-функциональные команды по направлениям продукта, которых к началу этого в нашей IT-структуре уже более 30. Появились команды работы с клиентским продуктом, финансовой инфраструктуры, админки для селлеров, чатов и другие.
С ростом команды увеличивается и количество взаимосвязей, необходимых для решения рабочих задач. Это занимает время и негативно влияет на производительность.
Руководителям приходится думать, как сократить количество согласований и обсуждений. Мы дробим отделы, пишем регламенты, но эффективность в пересчете на одного сотрудника все равно не удается вернуть на уровень стартапа. И это нормально.
То же самое касается найма и адаптации новых сотрудников. С таким объемом процессов им приходится дольше входить в курс дела и обучаться. Например, когда наша компания была стартапом, разработчик начинал писать код и проявлять эффективность в первую неделю работы, однако сейчас онбординг занимает не меньше трех месяцев.
Такой срок прежде всего связан с масштабностью продукта. На данный момент это несколько приложений и веб-платформа, которые тесно связаны между собой. На изучение всей информации, необходимой для работы, а также понимание, как и что устроено в продуктах с точки зрения инфраструктуры, требуется достаточно большое время. И это тоже входит в рамки нормы.
Требования к стабильности работы продукта в корпорации жестче, чем в стартапе. Это связано с тем, что в крупной компании увеличивается стоимость минуты простоя. Если в стартапе невозможность доступа к сайту или приложению может пройти незаметно для пользователей, то в большой структуре даже простой в пару минут способен негативно повлиять на прибыль и репутацию компании.
Иногда в корпорациях прописаны лимиты по простою в пару минут за месяц — и даже они могут обходиться компании в семизначные суммы. Например, в 2024 году приложение Flowwow не работало около шести часов во время одной из пиковых для бизнеса дат — 14 февраля, потому что платформа не справилась с поступающей нагрузкой.
По прогнозам ожидалось увеличение трафика в 10 раз, однако он оказался намного больше. В этот день компания потеряла потенциальную прибыль.*
Это стало поводом разрабатывать новые сценарии работы в пиковые даты. В результате кратного увеличения количества новых серверов 8 марта того же года сервис проработал без сбоев еще с большей нагрузкой, чем была 14 февраля.
Чтобы обеспечить стабильность и качество решений, корпорации тратят больше времени на внедрение фичи, чем стартапы. Например, разработчика попросили добавить на сайт кнопку. Чтобы он приступил к ее внедрению, понадобится пройти как минимум три этапа:
Дальше кнопке выставят приоритет относительно других задач и определят дедлайн.
Программист не может сразу же взять кнопку в работу, потому что отделы работают ритмично и в рамках планирования — спринтами.
Команда получает задачи на одну-две недели (средняя длительность одного спринта), выполняет, сдает, получает новую загрузку — и так по кругу. Когда задача наконец выполнена, кнопка уходит на тест и после успеха этой манипуляции начинается не совсем быстрая процедура выкладки на прод.
В таких бизнесах, как наш, кроме строгого соблюдения выставления задачи на спринт, есть свои особенности работы. Например, во время праздников у компании пиковые по нагрузке периоды и IT-департамент начинает подготовку к ним в среднем за два месяца. В это время технические отделы не принимают в работу другие задачи, которые могут сместить фокус с главного приоритета.
Кроме дополнительных серверных мощностей в подготовительный период команда проводит нагрузочное тестирование, выявляет узкие места, из-за которых в системе могут появиться сбои во время повышенного спроса, и устраняет их. Также за неделю до того или иного праздника техническая команда останавливает новые обновления, вводит так называемый «фича фриз», — в этот период в прод не вносятся никакие изменения.
Вот элементы стартап-подхода, которые могут навредить в более структурированной корпоративной среде.
1. Приоритизация скорости внедрения. Для стартапов характерно стремление выполнить задачу любой ценой, что позволяет быстро тестировать новые подходы. Однако в крупном бизнесе каждое техническое решение требует тщательной проработки.
Внедрение решений, закрывающих задачи на 80%, может усложнить корпоративную архитектуру и исправление ошибок. Это ведет к росту технического долга — накопленных проблем в архитектуре или коде, связанных с пренебрежением качества во время разработки.
Внедряя новые сервисы, важно проанализировать:
2. Зависимость от одного сотрудника. В стартапе уход главного разработчика может привести к долгосрочному простою, так как часто в небольших проектах процессы зациклены на одном или двух специалистах.
Такие сотрудники — носители экспертизы, которая не фиксируется на внутренних ресурсах компании. В крупных компаниях такая практика разрушает проект и может привести к нестабильности бизнес-процессов.
Бизнес конструирует процессы с учетом уменьшения бас-фактора (англ. bus factor — фактор автобуса, в буквальном значении — это число сотрудников, чье гипотетическое попадание под автобус нарушит работу компании). Процессы и важная информация документируются, что позволяет распространять экспертизу среди разных специалистов. Это позволяет сохранять устойчивость при увольнении отдельных сотрудников.
Вот подходы и ценности, которые стоит сохранить, даже когда компания вырастает в несколько раз.
1. Открытый диалог и прозрачная коммуникация. Важно оставаться честным с командой и, распределяя должности между коллегами, учитывать их потребности и способности, а не выслугу лет.
В нашей компании руководители регулярно общаются со своими сотрудниками на личных встречах и понимают, какие у них есть потребности и проблемы. Работники, которые активно проявляют инициативу, предлагают варианты решения проблем или показывают свою заинтересованность, получают возможность для достаточно быстрого роста. Нередки случаи, когда сотрудник высказывает свое желание работать в другой сфере внутри компании и получает такую возможность. Например, таким образом несколько человек из службы поддержки перешли в QA.
2. Гибкость и адаптивность к изменениям рынка. Стартап силен тем, что может молниеносно переделывать бизнес-процессы и перестраивать стратегии в новых условиях. Крупная компания не может себе позволить таких резких изменений курса, но в ее силах привить команде привычку отслеживать тренды, ведь они и помогают корпорации сохранять лидирующие позиции на рынке.
В нашем случае с IT-командами подобной потребности не было, так как сфера устроена таким образом, что любой хороший разработчик вынужден всегда следить за трендами. Иначе специалист может очень быстро «устареть». В смежных же командах введена практика «трендвотчинга» — раз в неделю проводится встреча, которую организуют разные команды, где коллеги делятся друг с другом новыми кейсами.
3. Мотивация сотрудников развивать продукт. Инициатива и готовность команды работать над стартапом 24/7 когда-то позволили ему вырасти. Люди ― это идейный двигатель проекта, и в новом статусе компании они также играют решающую роль. Важно сохранить привычку развивать интерес к продукту у новых сотрудников. Например, разработчики Flowwow — в том числе и пользователи сервиса, они видят, как работает продукт, и могут предложить решения для его улучшения.
*Раскрыть размер потенциальной прибыли Flowwow не может из-за корпоративной тайны.