«Рассчитывать на быстрые результаты не стоит»: 4 совета бизнесу, как выстроить отношения с государством

Поделиться • 2 июля 2025

«Рассчитывать на быстрые результаты не стоит»: 4 совета бизнесу, как выстроить отношения с государством

«Рассчитывать на быстрые результаты не стоит»: 4 совета бизнесу, как выстроить отношения с государством

Валентина Куренкова

Текст: Валентина Куренкова, заместитель генерального директора по работе с государственными органами власти в компании «Нетология»

Фото: Unsplash


Отношения бизнеса и государства — это искусство, которое можно освоить только на практике. Здесь недостаточно только безупречной отчетности и юридической чистоты. Те, кто воспринимает взаимодействие с госорганами только как подачу документов, рискуют не только упустить возможности, но и столкнуться со штрафами. Я поделюсь советами, которые помогут получить финансирование и выйти на госзаказы.

Отношения бизнеса и государства — это искусство, которое можно освоить только на практике. Здесь недостаточно только безупречной отчетности и юридической чистоты. Те, кто воспринимает взаимодействие с госорганами только как подачу документов, рискуют не только упустить возможности, но и столкнуться со штрафами. Я поделюсь советами, которые помогут получить финансирование и выйти на госзаказы.


Совет №1. Убедитесь, что документооборот в компании в порядке


Обращение в государственные органы обязательно привлечет к бизнесу более пристальное внимание. Поэтому прежде чем начинать B2G взаимодействие, проведите внутренний аудит:

  • убедитесь, что все регистрационные и финансовые документы в порядке;
  • задолженности отсутствуют;
  • бизнес-процессы соответствуют актуальным требованиям законодательства.

Последний пункт особенно важно учитывать в тех областях, где законы обновляются регулярно, например в образовании и IT. Поэтому мы постоянно следим за новыми нормами. Это можно делать через официальные сайты госведомств или их Telegram-каналы. Например, задолженность по налогам легко проверить в сервисе «Прозрачный бизнес».

А дополнительную поддержку можно получить через общественные организации, такие как «Деловая Россия». Они помогают с предварительными проверками и урегулированием сложных вопросов, включая налоговые споры. Кроме того, в их распоряжении есть эксперты, которые могут оценить риски еще до официальных проверок.


Совет №2. Убедитесь, что выбрали нужное ведомство


Чиновник не сможет помочь, если запрос не относится к его компетенции. Разберитесь в полномочиях госорганов и учитывайте всех стейкхолдеров, имеющих влияние на ваш проект. Например, образовательные проекты курируют Минобрнауки и Рособрнадзор, а за вопросы цифровых технологий отвечают Минцифры и Минэкономразвития.

Определить, к кому обращаться, помогут Центры поддержки предпринимательства и профильные департаменты в федеральных ведомствах — у многих из них есть горячие линии для консультаций.

В прошлом году мы запустили шесть программ профессиональной переподготовки в рамках проекта «Цифровые кафедры». Поскольку проект курировали сразу два ведомства — Минобрнауки и Минцифры, нужно было работать не только с вузами, но и с государственными заказчиками с разными требованиями, логикой принятия решений и приоритетами.

Для начала мы определили, кто курирует проект на разных этапах — от нормативного регулирования до запуска на платформе. Это помогло выстроить стратегию. Параллельно мы вели переговоры с университетами, органами управления образованием, а также с представителями министерств, с которыми у нас уже были рабочие отношения по другим проектам (например, мы регулярно передавали им аналитику по рынку образования).

А перед запуском курса для развития семейных ценностей «Семьялогия», мы выявили структуры, для которых была актуальна эта тема. Среди них — проект «Это у нас семейное», Объединение многодетных семей города Москвы и семейное сообщество «Движения Первых» «Родные — Любимые». Мы показали стейкхолдерам работающий MVP, предложили разные варианты интеграции, подходящие под разные задачи, и вместе с ними доработали концепцию курса.


Совет №3. Будьте готовы ждать


Рассчитывать на быстрые результаты не стоит, ведь даже если вы изначально обращаетесь в одно профильное ведомство, запрос может затрагивать два-три учреждения, а иногда доходить и до семи-восьми инстанций сразу. Бюрократические процессы могут тянуться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Судя по нашей практике, вот самые долгие процессы.

  • Лицензирование. В зависимости от вида деятельности и уровня регулируемости может занять от нескольких недель до более полугода. Например, мы получали лицензию на профессиональное обучение и рассчитывали сделать это в течение месяца. В итоге из-за разных нюансов процесс затянулся на несколько месяцев.
  • Регистрация компании. Это занимает от трех до 10 рабочих дней, но внесение изменений в учредительные документы может потребовать больше времени, особенно если затрагиваются права собственников.
  • Субсидии и гранты. Сроки подачи и рассмотрения заявок варьируются от нескольких недель до нескольких месяцев из-за высокой конкуренции и времени, необходимого для работы комиссии.

Например, мы каждый год участвуем в федеральном проекте «Содействие занятости». По плану часть гранта за трудоустройство должна выплачиваться в январе. На практике же из-за особенностей внутренних процессов и процедур выплаты часто происходят только весной, ближе к апрелю или даже к лету. Эти задержки приходится учитывать в планировании — иначе есть риск кассовых разрывов и сбоев в обязательствах перед сотрудниками и партнерами.


Совет №4. Изучите специфику ведомств


Особенности взаимодействия при подаче заявки на лицензию или на участие в федеральном проекте сильно различаются. Чтобы изучить нюансы, используйте электронные сервисы. Например, на портале Госуслуг можно подать заявление или получить необходимую информацию.

Кроме того, существует единый портал для участия в тендерах и госзакупках, где предприниматели могут узнать о конкурсах и подать свои предложения. Также многие ведомства самостоятельно предоставляют консультации и возможность для общения со своими представителями.

Изучив задачи и приоритеты ведомств, мы определяем, какие из них можем закрыть своими силами, и на основе этого предлагаем идеи по реализации проекта, то есть концепцию. Через несколько «рукопожатий» мы находим нужные контакты и выстраиваем отношения. Чаще всего это социальные инициативы, которые не требуют дополнительных затрат для госорганов.

Например, перед началом работы с Минтрудом мы изучили их текущие задачи и заметили тренд на популяризацию рабочих профессий. Проанализировав, как можно помочь своими ресурсами, мы разработали концепцию проекта и сейчас обсуждаем возможности сотрудничества.