Поделиться • 7 ноября 2025
Детские площадки в России: от ржавых качелей к VR-объектам и «нейродинамике»
Детские площадки в России: от ржавых качелей к VR-объектам и «нейродинамике»



Авторы: Сергей Марков, генеральный директор и партнер «Бюро А4»
Мария Кутай, соосновательница бюро «ВЕЩЬ!»
Фото: Unsplash
На детских площадках в СССР преобладал минимализм, и мальчишек и девчонок привлекали простые качели и песочницы во дворах хрущевок, а позже — типовых высоток. Сегодняшних детей уже не удивишь ни эргономичными «паутинками» из суперсовременных материалов, ни другими хитроумными комплексами для лазания, которые появились во многих дворах. Разберемся, как архитекторы проектируют игровые пространства, способные отвлечь внимание поколение «альфа» от телефонов.
На детских площадках в СССР преобладал минимализм, и мальчишек и девчонок привлекали простые качели и песочницы во дворах хрущевок, а позже — типовых высоток. Сегодняшних детей уже не удивишь ни эргономичными «паутинками» из суперсовременных материалов, ни другими хитроумными комплексами для лазания, которые появились во многих дворах. Разберемся, как архитекторы проектируют игровые пространства, способные отвлечь внимание поколение «альфа» от телефонов.
В середине прошлого столетия площадки состояли из металлических горок, качелей, песочниц и, как опция, турников, сделанных из брутальных железа и бетона. Безопасность не считалась приоритетом: дети играли с тем, что находили под рукой, включая строительные материалы и списанную технику.
Массовое жилищное строительство привело к стандартным решениям: огороженное пространство с одной-двумя игровыми конструкциями и отсутствием обустройства среды — только инвентарь. Были дела поважнее: в то время перед страной стояла задача обеспечить людей жильем, а на развитие инфраструктуры часто не хватало средств. Хрущевки сдавались в поле, даже без подведенных к ним автомобильных дорог.
Однако активные жители создавали песочницы, скамейки и сажали деревья. Дети сами придумывали игры: шалаши, классики, резиночки. Это формировало развивающую среду для того поколения.
Например, в фильме «Приключение желтого чемоданчика» 1970 года режиссера Ильи Фрэза показано, как дети играют во дворе с остатками строительных материалов, такими как бетонные кольца.

После многочисленных экспериментов, анализа и исследований, понятие «детская площадка» стало институционализироваться. В результате оно приобрело устойчивую форму с определенными и закрепленными нормативными правилами.
С конца XIX века детские пространства прошли путь от песочных «садиков» в Германии и США до естественных площадок из «хлама», которые могли создавать сами ребята, а далее пришли к бетонно-металлическому минимализму голландского архитектора Альдо Ван Эйка с его бетонными полусферами и металлическими «паутинками» во дворах, на пустырях и на месте разрушенных зданий.

Площадка стала восприниматься не как «часть парка», а как полноценный элемент городской планировочной структуры, требующий соответствующего подхода и нормирования.
Этот период стал началом детских площадок в современном понимании. В градостроительных стандартах микрорайона установили иерархию дворовых пространств, а в типовых альбомах описали набор детских игровых комплексов и схемы их размещения.
В конце советского периода возникли «детские городки» — мини-ансамбли с башнями, мостиками и «гарнизонами» для игр. Площадки наполнились образностью и стали тематическими. Хотя конструкции все еще оставались тяжелыми — металлическими и бетонными — возникли новые попытки «рассказать историю» через их форму.

Детские площадки начали отражать важные для страны темы и пробуждать любовь к Родине. Появились пространства с национальной романтикой — витязями, теремами и избушками, которые сегодня можно было бы назвать плейхабами. Также почти в каждом дворе встречались ракеты и специальные карусели-тренажеры для воспитания будущих космонавтов.
В этот же период возникло понимание, что детская площадка — это временная средовая интервенция, которая «живет» максимум 10–15 лет, а не десятилетия.
Однако стандарты безопасности не соблюдались: металл перегревался, дерево быстро старело, а покрытия не смягчили падение.
К началу 2000-х годов старые комплексы либо исчезли, либо пришли в негодность. Им на смену пришли яркие и разнообразные модульные площадки, построенные по американским и европейским стандартам.
Появились крупные глобальные компании по производству игрового оборудования, такие как Lappset, Kompan, Proludic. Создаваемые ими пространства «копировали» в России. В детском оборудовании начали активно использовать композитные материалы и пластики, а в покрытиях — безопасную «резиновую крошку» или плитки из нее.
Но архитектурного подхода по-прежнему не хватало: многие площадки тех лет воспринимаются как «вставки» во дворах, выглядят, как обязательный элемент благоустройства, а не как часть городской жизни.

Детские игровые комплексы ярких цветов с понятным содержанием и небольшим риском получили название «фастфуд-площадки». Здесь ребенок мог получить легкий дофамин без усилий: скатиться с горки, поднявшись на нее без труда.
В таких комплексах не было места разумному риску, который помогал бы ребятам преодолевать себя и развиваться физически. Из-за этого мальчишки и девчонки начали искать риск там, где его не должно было быть, например, залезая на крышу такого комплекса, откуда могли упасть и получить травмы.
С начала 2010-х и вплоть до 2020 года игра начала выходить за пределы «качелей и горок»: игровые зоны стали полноценными архитектурными объектами, объединяющими урбанистику, искусство и педагогику.
Основное внимание уделялось исследованию, сотрудничеству, возрастным сценариям. Стали появляться крупные игровые элементы, интегрированные маршруты, рельеф и «природные» материалы. Архитекторы также начали внедрять инклюзивные элементы, вечерние сценарии и площадки, которые считаются общественными пространствами для детей и взрослых.

Однако переход к концепции современного игрового пространства в стране произошел не одновременно и не легко. Бюро «Вещь!» начинало с проектов в регионах: специалистам приходилось «образовывать» заказчиков в лице муниципалитетов и девелоперов, показывая зарубежные и московские примеры передовой практики. Часто архитекторы сталкивались с такими аргументами, как, например, «детям нравится все яркое». Кого-то удавалось переубедить быстро, а с кем-то приходилось работать поэтапно.
Сначала проектировщики «перекрашивали» стандартные комплексы, договариваясь с производителями о замене цвета с «красно-желто-синего» на более сложные сочетания и оттенки и только потом, в следующих проектах, переходили к абстрактным пространствам и природным материалам.

Вместе с заказчиками росли и производители. Сначала качественные и современные продукты предлагали лишь единицы. Сейчас почти у всех есть линии с природными материалами и интересным оборудованием, которое способствует развитию детей и гармонично вписывается в архитектурный или природный контекст.
Параллельно с кодификацией современного языка детских пространств развивался и девелоперский продукт. Это оказало значительное влияние на то, как мы представляем хорошую детскую площадку сегодня. Кроме того, к работе над площадками стали привлекать детских экспертов.
Оформилось понятие «нейродинамических» игровых зон — так называют специально спроектированные площадки, которые стимулируют развитие мозга ребенка через физическую активность, воздействуя на разные центры — вестибулярный аппарат, тактильную и проприоцептивную системы.

Сегодня перспективным направлением считается создание площадок с детьми. Обязательной стала комплексность и разнообразие сценариев игры: от памп-треков до сенсорно-ароматических садов. «Натурные» пространства с неровным рельефом, деревом и камнем, водой и песком выступают как «материалы для исследования», способствующие развитию моторики и вовлеченности.

Изменение в нашем восприятии детства привело к тому, что игра стала способом познания мира. Мы отошли от простых и функциональных площадок к пространствам, которые учат, объединяют и вдохновляют, делая город более дружелюбным для всех поколений.

На рынке уже появляются игровые площадки с дополненной реальностью и геймифицированными интерфейсами. Обычно такие пространства разрабатываются профессиональными архитекторами по индивидуальным заказам. Это делает проекты авторскими, «копии» которых в других дворах не встретишь.
Будущий взрослый с теплотой будет вспоминать, что он жил во дворе «с китом» или «с конем». Некоторые площадки проектируются абстрактно, чтобы дети могли сами придумать образ и сценарий. Примечательно, что регионы иногда превосходят столицу по количеству и качеству нестандартных игровых пространств.

