Поделиться • 15 июня 2025
Растворимый кофе для ценителей: как превратить бюджетный продукт в премиальный
Растворимый кофе для ценителей: как превратить бюджетный продукт в премиальный


Текст: Сергей Митрофанов, директор по маркетингу кофейной компании «Сварщица Екатерина»
Фото: предоставлены Сергеем Митрофановым
Запускать собственное производство растворимого спешелти кофе было рискованной идеей. Тем не менее мы решили попробовать. Помимо того что проект запускали после февраля 2022 года, перед нами стояла нетривиальная задача — изменить отношение к продукту, который в массовом сознании воспринимается как бюджетный. Стоило ли оно того? Расскажу в деталях.
Запускать собственное производство растворимого спешелти кофе было рискованной идеей. Тем не менее мы решили попробовать. Помимо того что проект запускали после февраля 2022 года, перед нами стояла нетривиальная задача — изменить отношение к продукту, который в массовом сознании воспринимается как бюджетный. Стоило ли оно того? Расскажу в деталях.
Впервые я попробовал растворимый спешелти от «Сварщицы» летом 2019 года. Тогда я был сотрудником другой компании и попал на дегустацию первой партии галараствора (растворимого спешелти-кофе), которую организовал основатель компании — Дима Бородай.
Для меня это была не первая «растворимка» от спешелти-обжарщика. Свой растворимый кофе делает, например, берлинский The Barn, а в Америке мне довелось дегустировать instant от компании Intelligentsia, подобный продукт есть еще у одних американских производителей — Blue Bottle. Но все это, честно сказать, вполне обычный растворимый кофе. Так что я был настроен скептически.
Я отлично помню свою реакцию на то, что попробовал: это был просто кофе — вкусный, какой я могу приготовить в фильтре. Вот только его достаточно развести в воде — и готово.
После той дегустации проект пропал с радаров на несколько лет. Время от времени Дима сообщал у себя в соцсетях, что продолжает работать над производственной цепочкой, но новых партий галараствора не было.
Первые попытки
Через год после той дегустации, летом 2020, я вышел на работу в команду «Сварщицы». Вопрос о производстве растворимого кофе тогда не стоял, хотя к тому моменту на проработки ушло много ресурсов. При этом компания была еще небольшой, в 2019 году годовой оборот составлял 48 млн руб., а в 2020 — 102 млн. руб.
Результата по растворимому кофе не было, перспективы продукта были неясны. Но оставалась идея Димы, за которую он продолжал держаться. Оказалось, что воплотить ее в жизнь — довольно тяжело.
Если максимально упростить, процесс производства растворимого кофе состоит из нескольких основных этапов.
- Выбор и обжарка кофе. Часть зерен мы закупаем у поставщиков из разных стран, а часть — выращиваем на собственных фермах в Колумбии. Первую ферму площадью 6 га купили в декабре 2019 года за 4 млн руб. Вторую, площадью около 4 га — в январе 2022 года за 3,7 млн руб. А в сентябре того же года года приобрели еще одну — 4 га земли за 5,7 млн руб.
- Приготовление кофейного экстракта. Это и есть готовый кофе в жидком виде, который потом нужно преобразовать в сублимированный или сухой.
- Сублимация, в результате которой получается растворимый кофе. Для этого кофейный экстракт высушивают таким образом, чтобы он сохранил свойственный ему вкус и аромат.
- Фасовка. Упаковываем сухой кофе так, чтобы исключить воздействие внешней среды при перевозке и хранении.
Изначально мы хотели работать по такой схеме:
- подбирать кофе;
- разработать рецептуру и производить экстракт;
- сушить его на контрактном производстве.
Однако после нескольких попыток выстроить такую цепочку стало понятно, что план не работает. Пробные партии могли получиться удачно, но при масштабировании неизменно что-то шло не так: сильно варьировали вкус и цвет галараствора. Результат мог быть даже неплохой, но непрогнозируемый.
Неожиданное решение
Весной 2022 года мы решили, что будем покупать сублиматор и строить собственный сублимационный цех. Наш финансовый директор был не в восторге от этой идеи, хотя выручка компании по сравнению с предыдущим годом удвоилась и достигла 191 млн руб.
И действительно, шаг был рискованный — сублиматор нужно было разрабатывать с нуля под заказ. Мы решили работать по методике, которая используется в фармацевтике: экстракт быстро замораживается до экстремальной температуры, а затем обезвоживается путем выпаривания в вакуумной среде. Процесс энергоемкий и долгий — 36–37 часов. Обычно для производства растворимого кофе используют распылительную сушку в горячей среде, она дешевле и быстрей, но сильно перегревает и обжигает кофе, в результате меняется вкус.
Машину делала для нас производственная компания «Лиомаш», которая специализируется на сублиматорах для фармацевтической отрасли. ТЗ пришлось разрабатывать отдельно, с точной настройкой под наши задачи. В тот период Дима углубился в нюансы производства и его рассказы все больше походили на уроки физики, он оперировал паскалями и сравнивал температуры обработки кофе с температурами с окраин далекого космоса. Аппарат обошелся компании в 12,5 млн руб.
Сублиматор доставили и собрали в декабре 2022 года. Под производство нашли и арендовали помещение в подмосковном Мещерине, в нем пришлось сделать основательный ремонт, в том числе потому, что для установки аппарата вход и комнаты были наполовину разрушены. Сейчас помещение больше напоминает стерильную космическую станцию.

Время и деньги
Ремонт силами подрядчика закончили за пару месяцев, но еще год ушел на:
- настройку и доработки сублиматора;
- отладку производственной цепочки;
- разработку рецептур экстракта;
- обучение персонала.
Полностью запустить производство и открыть продажи удалось в феврале 2024 года. За пять лет на проект было потрачено около 45 млн руб. Примерно половина ушла на оборудование для сублимации, производства экстракта и фасовки. А остальное — на проработки и эксперименты.



Например, мешок кофе (60 кг) для производства тестовой партии галараствора стоит около 70 тыс. руб. Промежуточные эксперименты нет смысла делать на недорогом сырье: невозможно оценить результат, ведь основной критерий оценки — вкус и аромат. Каждый из этапов — обжарка, приготовление экстракта, сублимация, фасовка — сам по себе энергоемкий, требует специального оборудования и компетентных сотрудников, которые получают зарплату.
Сублиматор потребляет примерно 30 кВт в свободном режиме и 50 кВт в пике. То есть, на один цикл в 36 часов, в результате которого мы получим 13–15 кг растворимого кофе, нужно 350 кВт электроэнергии.
Если сложить стоимость сырья, потребленное сублиматором количество электроэнергии, зарплату сотрудников, то производство одной партии кофе стоит около 100 тыс. руб. За годы экспериментов мы сбились со счета, сколько партий оказалось испорчено из-за поломки сублиматора, лишней влаги в сухом остатке, и так далее.
Стоило ли оно того
Сейчас мы работаем над расширением ассортимента (на данный момент в линейке более тридцати сортов растворимого кофе). Окупаться продукт будет не менее трех-пяти лет, если считать в среднем всей прибыли с утилизацией.
Стоил ли проект потраченных пяти лет и полмиллиона долларов? Я считаю, что да. В первую очередь потому, что мы получили продукт, в котором каждый элемент зависит от нас, как от производителя.
Да, этот кофе будет выходить на рынок и искать свою нишу сложно и долго. Мы перезапустили формат, у которого есть репутация, складывавшаяся десятилетиями. Но мы знали, на что шли. Сейчас средняя стоимость упаковки из пяти пакетиков галараствора — около 700 руб.
Есть интересный нюанс. Уже через пару месяцев после нашего запуска производители сублиматора рассказали, что им поступило пять запросов от кофейных компаний на просчет оборудования. В эту нишу уже зашли в Tasty Coffee — это один из крупнейших производителей спешелти-зерна в России. Поисками контрактного производства также занимаются и менее крупные обжарщики.