Поделиться • 21 апреля 2025
Как открыть ресторан в Ташкенте и почему именно Узбекистан: опыт сети Family Garden
Как открыть ресторан в Ташкенте и почему именно Узбекистан: опыт сети Family Garden


Текст: Ерванд Галстян, основатель ресторанного холдинга Family Garden
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
Выход российских рестораторов на рынки стран СНГ становится важным направлением в развитии индустрии. На первый взгляд сделать такой шаг не так уж сложно, если есть понятная концепция и профессиональная команда. Однако при открытии ресторана в другой стране всегда необходимо учитывать юридические нюансы, особенности менталитета и местную кухню. Расскажу, на что следует обратить внимание.
Выход российских рестораторов на рынки стран СНГ становится важным направлением в развитии индустрии. На первый взгляд сделать такой шаг не так уж сложно, если есть понятная концепция и профессиональная команда. Однако при открытии ресторана в другой стране всегда необходимо учитывать юридические нюансы, особенности менталитета и местную кухню. Расскажу, на что следует обратить внимание.
При выходе на рынок другой страны необходимо понимать, чем она живет, как развивается ее экономика и как это влияет на покупательную способность потенциальной аудитории.
Оценить экономические факторы
Вот на какие показатели нужно обратить внимание в первую очередь:
- темпы экономического роста. Для развивающихся стран, в том числе для государств СНГ, высокими считаются темпы роста ВВП от 5% в год и выше. Такие показатели свидетельствует о росте доходов и создании новых рабочих мест;
- уровень инфляции. Высокая инфляция (для развивающихся стран — выше 10–15% в год) может привести к снижению реальных доходов и, как следствие, к падению спроса;
- средний уровень дохода населения. Чем выше средний доход, тем больше людей могут позволить себе покупку товаров и услуг высокого качества.
Что делаем мы:
Мы в первую очередь обратили внимание на Узбекистан. По состоянию на 2025 год страна становится одной из самых перспективных точек для ресторанного бизнеса в Центральной Азии.
Рост экономики на уровне 5–6% в год, увеличение туристического потока до 1,5 млн человек (из них более половины — россияне) и население в 37 млн создают привлекательные условия для новых проектов.




Ресторан в Ташкенте
Ташкент, столица страны, постепенно становится гастрохабом региона. Здесь открываются не только рестораны с национальной едой, но и заведения с международными кухнями (итальянской, грузинской, средиземноморской).
При этом на рынке Узбекистана все еще ощущается недостаток качественных ресторанов с испанской, греческой и французской едой. А значит, можно запускать проекты, которые будут интересны гостям, привыкшим к паэлье, улиткам или луковому супу.
Но есть и сложности. Например, высокая налоговая нагрузка и нюансы законодательства.
Предприятия общественного питания в соответствии с Налоговым кодексом обязаны платить различные налоги, размер которых зависит от общего дохода и выбора самого предприятия:
- налог на доходы в фиксированных размерах — для индивидуальных предпринимателей. Размеры фиксированного налога устанавливаются местными органами власти (хокимиятами) и зависят от вида деятельности и местоположения;
- налог с оборота — его платят предприятия, чей общий доход не превышает 1 млрд сумов (около 6,5 млн руб.). Налог с оборота рассчитывается по ставке 4% от дохода или в меньшем размере в зависимости от местонахождения;
- НДС и налог на прибыль — для предприятий, чей общий доход превышает 1 млрд сумов (около 6,5 млн руб.). НДС составляет 12% от оборота. Налог на прибыль — 15% для большинства видов деятельности.
Помимо того, взимаются социальный, земельный и налог на имущество, сборы за пользование водными ресурсами, плата за право розничной торговли алкогольной продукцией.
Налоговая нагрузка оказывает определенное влияние на прибыль и зависит от оборота, региона и вида бизнеса.
Чтобы вести бизнес в Узбекистане, необходимо привлечь к работе хорошего местного юриста, который поможет разобраться в тонкостях законодательства, оформить лицензии и рассчитать налоги. Без этих знаний невозможно создать эффективную финансовую модель.
Наш ресторан в Ташкенте открылся осенью 2023 года. Проект стал одним из первых серьезных заведений грузинской кухни на рынке города. Мы не были уверены, что эта идея станет успешной. Однако уже спустя год работы можно было с уверенностью сказать, что мы не ошиблись — ресторан прошел отметку в 1 млн проданных хинкали.


Открытие ресторана в Ташкенте
Выбрать локацию
Нужно учесть множество факторов:
- проходимость районов;
- площадь пространства;
- наличие целевой аудитории поблизости.
К примеру, открываясь в Ташкенте, стоит обратить внимание на современные районы и торгово-развлекательные комплексы, которые привлекают арендаторов. В старом фонде также можно найти места, но они больше подходят не для ресторанов, а для закусочных.
Вот несколько рекомендаций по выбору локации и оформлению помещения:
- обязательно заключайте долгосрочный договор аренды, он должен быть не менее 10 лет. Чтобы понять, адекватную ли просят цену, нужно либо иметь большой опыт в этом вопросе, либо тщательно изучить рынок;
- используйте готовые спецификации, прилагаемые к дизайн-проекту. Они помогут вам рассчитать примерный объем вложений. Однако учтите, что окончательные цифры будут зависеть от подрядчика;
- тщательно просчитывайте расходы при закупке мебели и посуды. Для зарубежных проектов учитывайте все возможные расходы, включая транспортировку и растаможивание.
Что делаем мы:
В Ташкенте мы сотрудничаем с крупнейшими агентствами по недвижимости. Как только появляются новые площади, подходящие для запуска ресторана, обычно в числе первых узнаем о них и рассматриваем варианты.
Выбираем помещения площадью 700–800 кв. м, примерно на 180–200 посадочных мест. При открытии ресторана по франшизе в отдельных ситуациях были вынуждены отказать потенциальным франчайзи, поскольку они располагали помещением, которое, по их мнению, соответствовало нашим требованиям. Однако мы понимали, что в таком помещении невозможно достичь наших показателей: окупаемости за 24–36 месяцев и прибыли от 3 млн руб. в месяц.
Как правило, мы помогаем франчайзи в поиске подходящего помещения, и эта услуга входит в пакет франшизы. Оформление ресторана также имеет определенные стандарты: зонирование, организация пространства. Гости, которые заходят в ресторан в Ташкенте, Москве или Челябинске, видят те же красно-бежевые оттенки в оформлении интерьера, зеленые растения в горшках и уютные плетеные светильники. Конечно, у каждого заведения есть свои особенности, но они не выходят за рамки концепции бренда.



Подстроиться под ЦА
Ожидания людей за последние годы возросли. В условиях конкурентного рынка важно не только найти свою нишу, но и грамотно адаптировать предложение под культурные особенности целевой аудитории.
Например, в Узбекистане практически не едят свинину из-за исламских традиций, предпочитая баранину или курицу. В остальном спрос на вкусную еду будет даже в стране с устоявшимися традициями.
Что делаем мы:
- вводим новые блюда с учетом вкусовых предпочтений местной аудитории. Зная, что узбеки очень любят манты, мы предложили им хинкали, которые чем-то похожи на их любимое блюдо;
- учитывая культурные особенности Узбекистана, исключили из меню традиционные хинкали и шашлык из свиной шеи, а вместо них предложили хинкали с другими начинками;
- при приготовлении национальных блюд делаем ставку на аутентичные рецепты, которые собирали по всей стране.
Набрать команду
Необходимо ориентироваться не только на утвержденные стандарты франшизы, но и на локальные особенности рынка труда. В Узбекистане очень ценят стабильность, и молодые люди зачастую рассматривает ресторанный бизнес только для сезонной работы. Это может затруднить поиск сотрудников, соответствующих корпоративной культуре, основанной на постоянном росте и развитии.
В процессе поиска местных кадров нам, в том числе, помогал личный опыт уже работающих у нас сотрудников. Они рекомендовали своим знакомым ресторан как надежного работодателя. Для сотрудников «сарафанное радио» до сих пор играет важную роль, поэтому мы уделяем ему особое внимание.
Что делаем мы:
- публично транслируем ценности компании, чтобы потенциальные сотрудники могли сразу оценить, подходят ли им эти принципы;
- проводим обучающие мероприятия для повышения квалификации нанятого персонала;
- привлекаем местные рекрутинговые агентства, которые хорошо разбираются в локальном рынке и могут помочь найти квалифицированных кандидатов.
Адаптировать маркетинг
В процессе продвижения франшизы нужно найти баланс между централизованным и локальным маркетингом:
- централизованный маркетинг отвечает за формирование общей стратегии продвижения бренда на рынке и участие в крупных проектах;
- локальный маркетинг позволяет найти решения для конкретного проекта, учитывая особенности региона и целевой аудитории.
Централизованный маркетинг входит в пакет франшизы и включает ряд обязательных элементов:
- Актуализацию брендбука и гайдлайнов, контроль за соблюдением требований — согласование рекламных материалов, визуальной и текстовой подачи, каналов и площадок размещения;
- Сайт и контекстную рекламу. Важно, чтобы по запросу «грузинский ресторан Ташкент» или «хинкали Узбекистан» пользователи выходили на наш проект;
- Программу лояльности. Гости, которые приходят в ресторан сети в любом городе, должны чувствовать радость от встречи с брендом, потому везде действует единая система лояльности. Вместе с тем есть персонализированные предложения для разных сегментов аудитории. Например, повышенный кешбек на бизнес-ланчи для ежедневных гостей или скидки на десерты для семей с детьми;
- Сетевые и локальные акции. Есть возможность запустить как новое сезонное меню по всей сети, так и ввести эксклюзивный вкус хинкали в отдельных ресторанах в регионах.
Локальный маркетинг — зона ответственности партнеров-франчайзи, поскольку гости в каждом регионе имеют свои привычки и вкусовые предпочтения. И лучше их знает тот, кто находится внутри страны.
В Узбекистане, как и в России, важно следить за трендами и активно использовать различные маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса. В частности, местные жители пользуются социальными сетями, в том числе Instagram* и Telegram, активно взаимодействуют с блогерами.
Что делаем мы:
- активно ведем соцсети. У каждого нашего проекта в Ташкенте есть свой аккаунт в Instagram*. Мы создаем аккаунты за несколько месяцев до открытия и постепенно подогреваем интерес, настраиваем таргетинг. В день открытия запускаем конкурсы и разыгрываем ужин. Также работаем в местных телеграм-каналах, где рассказываем о проекте и особенностях кухни, закупаем трафик в местных телеграм-каналах за 400 тыс. сумов (2,6 тыс. руб.) за публикацию;.
- сотрудничаем с блогерами Instagram*, используя бартерный подход. Многие местные инфлюенсеры бывали в России и слышали о франшизе, ее основателях. Это позволило нам получить отметки и упоминания в соцсетях на большую аудиторию совокупностью в несколько миллионов пользователей;
- делаем рекламу на билбордах, чтобы познакомить потенциальных гостей с брендом. Однако это больше имиджевая история;
- участвуем в премиях. В 2024 году наша сеть получила «Пальмовую ветвь ресторанного бизнеса» за самую быстрорастущую франшизу и победила в номинации «Лучшая зарубежная франшиза 2024 года с вложениями свыше $50 тыс.» по результатам рейтинга Ассоциации Франчайзинга Узбекистана. Как правило, лауреаты и победители конкурсов получают дополнительную аудиторию для своих ресторанов. Это особенно важно, когда российский проект запускается в новой стране.
Instagram* принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ