Поделиться • 28 августа 2025
«Когда в 2019 году мы решили открыть сифудбар за МКАД, коллеги крутили у виска»: как запустить рыбный ресторан далеко от моря и зачем это нужно
«Когда в 2019 году мы решили открыть сифудбар за МКАД, коллеги крутили у виска»: как запустить рыбный ресторан далеко от моря и зачем это нужно

Ресторанный бизнес многим кажется привлекательной сферой — яркой, креативной, с быстрым возвратом инвестиций. Но реальность зачастую сложнее: высокая конкуренция, избыточные ожидания и технические просчеты на этапе строительства могут поставить под угрозу даже хорошо продуманный проект. Я на собственном опыте убедились, что работа начинается задолго до первой подачи блюда. Расскажу, что важно учитывать.
Ресторанный бизнес многим кажется привлекательной сферой — яркой, креативной, с быстрым возвратом инвестиций. Но реальность зачастую сложнее: высокая конкуренция, избыточные ожидания и технические просчеты на этапе строительства могут поставить под угрозу даже хорошо продуманный проект. Я на собственном опыте убедились, что работа начинается задолго до первой подачи блюда. Расскажу, что важно учитывать.
Когда в 2019 году мы решили открыть сифудбар за МКАД, коллеги «крутили у виска». Тогда у москвичей не было привычки есть устрицы в нескольких шагах от дома, тем более, за пределами московской кольцевой дороги — считалось, что это продукт для центра города и премиум-ресторанов. Поэтому многие уверяли нас, что мы прогорим через полгода. Кроме того, морепродукты быстро портятся, нужны большие вложения в логистику и хранение, а себестоимость или фудкост выше, чем у мяса или курицы.
Это был наш первый ресторанный проект, изначально выросший из компании по оптовой торговле рыбой.
С 2007 года Ян работал менеджером по продажам в рыбной компании, одной из крупнейших в стране. Через 7 лет он основал свою фирму, которая также реализовывала рыбу по России в очень крупных масштабах — тоннами. Позже он открыл направление доставки в рестораны от поставщиков, а в 2018 году к развитию компании присоединилась я, и мы запустили доставку рыбы на дом.
На тот момент сервисы доставки, такие как «Самокат» и «Яндекс Лавка», не были так популярны и распространены, как сейчас, и многие боялись заказывать домой икру или рыбные продукты, не посмотрев на них. Нам приходилось очень много бороться с этим препятствием.
Тогда и возникла необходимость открыть магазин, где могли бы забирать свои заказы. Однако мы долго не могли найти подходящее помещение, в итоге выбрали пространство в два раза больше планируемого, и концепция быстро трансформировалась из магазина в рыбную лавку вместе с кухней и посадочными местами.
Так мы пришли к запуску ресторанного бизнеса и ввели понятие «сифудбар» в России — место, где можно позволить себе качественный сифуд не только у моря. Первый сифудбар мы открыли в 2019 году.
Открываясь с нуля, без опыта в общепите, на старте мы потеряли около 12 млн руб. Главные ошибки и опыт, который мы из них извлекли.
За шесть лет получилось построить цепочку поставок с контролем качества с Дальнего Востока и других регионов России и при этом удерживать адекватные цены для гостей, например:
Средний чек на одного посетителя составляет около 2000–2500 руб.
Есть гипотеза, что в рыбные рестораны ходят в основном постоянные гости. Частично это правда. Мы действительно видим высокий процент возвратных визитов — порядка 65–70%, обычно на ресторанном рынке показатель составляет 40–50%. Когда гость нашел «свои» позиции в меню — он возвращается.
Мы работаем за счет оборота, поэтому нам важно, чтобы за одним столом за день посидели пять компаний, а не две, например. Из-за низкой наценки мы почти не зарабатываем на морепродуктах — важно, чтобы их продавалось много.
Новые гости приходят, в частности, из-за сарафанного радио. В среднем мы выходили на стабильный поток за 2–3 месяца после запуска новой точки. Сейчас новые посетители составляют в заведениях примерно 20% от общего ежемесячного числа гостей. Эти данные мы видим с помощью CRM и программы лояльности (фиксируем первый визит), аналитики по бронированиям и доставке, а также обратной связи от гостей («пришли впервые»).
Начинающим рестораторам стоит десять раз подумать, прежде чем заходить в «уникальный» проект вне гастрозоны. Например, в одном из ЖК, где мы открывались, уже были работающие заведения, и это стало плюсом. В таком случае аудитория уже сформирована, и люди приходят сюда именно за едой.
Если же вы окажетесь в районе, где на первом этаже только салоны связи, аптечные пункты и магазины товаров для дома, — это, скорее всего, не «голубой океан», а отсутствие релевантного потока.
Посмотрите, как работают фудкорты или Камергерский переулок — концентрация ресторанов не мешает, а усиливает друг друга. Люди идут туда, где у них есть выбор. Тот же принцип работает и в ретейле, когда рядом стоят Nike, Puma, Adidas, и в других отраслях. И никто не считает, что это конкуренция в чистом виде. Не бойтесь соседства, бойтесь изоляции.
Если же открытие ресторана планируется в торговом центре или других комплексах, важно внимательно проверить все условия договора и максимально «подстраховать» свой проект. Избегайте длинных контрактов без гибких условий и внимательно проверяйте документы на предмет индексации и штрафов за несоблюдение договоренностей. Например, когда мы выбрали один из развлекательных центров, нам обещали одни цифры по проходимости — по факту они оказались в два раза ниже. В результате мы работаем исключительно за счет собственного трафика без поддержки со стороны потока от самого объекта.
Закладывайте в финмодель сценарий «хуже среднего». Если проходимость окажется на 30–50% ниже заявленной, справится ли бизнес? Лучше знать это заранее и иметь готовый план действий. Мы, например, делали большой упор на маркетинг — коллаборации, спецпредложения, активные акции и на доставку, которая первые 4 месяца покрывала до 20% оборота, сейчас она занимает уже до 40%. Оптимизировали расходы и ФОТ, усилили универсальность команды: официанты совмещали функции хостес, бармен помогал с винной картой и т.д. Через 4 месяца вышли в плановые показатели.
Сейчас инвестиции в запуск ресторана составляют порядка 25 млн руб. Важно заложить расходы на следующие составляющие (указаны приблизительные цифры):
После запуска важно контролировать: