Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Транзит и торговля с «друзьями»: что ждет логистический бизнес в 2025 году

Поделиться • 21 февраля 2025

Транзит и торговля с «друзьями»: что ждет логистический бизнес в 2025 году

Транзит и торговля с «друзьями»: что ждет логистический бизнес в 2025 году

Текст: Татьяна Кулябина, генеральный директор Holding Finance Broker

Фото: Marcin Jozwiak/Unsplash


Из-за санкций Россия переориентировала внешнюю торговлю на страны Азии, Африки и Латинской Америки. В прошлом году доля дружественных государств в российском товарообороте составила 80%, в то время как участие Европы продолжает сокращаться. Но это не значит, что строить торговые отношения с новыми партнерами легко. Как будет развиваться международная логистика и к чему бизнесу готовиться в 2025 году, рассказала «Инк.» генеральный директор Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Ключевым партнером нашей страны стал Китай, доля которого в прошлом году составила 33,8% внешнеторгового оборота. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России и Китая в прошлом году достиг $222,77 млрд. По прогнозам, в 2025 году он продолжит расти.

Консолидация рынка

Сейчас логистический рынок перегружен, но, по прогнозам, в этом году его покинет порядка 10–15% игроков. Это небольшие фирмы, которые занимаются перепродажей тарифов.

Для бизнеса важны скорость, ставка и сервис. Большие логистические компании предлагают разные варианты доставки без опозданий, помощь с финансовой логистикой и другие подобные услуги. Фирмы-посредники не имеют такой возможности. Поэтому их закрытие благоприятно скажется на дальнейшем развитии индустрии.

В Россию начали приходить китайские экспедиторские компании. Они снижают конкурентоспособность отечественных игроков, при этом не имея российского юридического лица и налогового резидентства.

Сделать рынок прозрачнее поможет создание Единого реестра экспедиторов. Так как иностранные фирмы не платят налоги в России, они не могут войти в этот реестр.

Ввести его планируют с 1 марта 2025 года. Обязательная регистрация снизит долю «серых» сделок на рынке, что увеличит ежегодный бюджет на 450 млн руб.

Стабильность расчетов

После введения вторичных санкций многие банки Китая остановили расчеты с Россией, платежи отклонялись независимо от используемой платежной системы. Те банки, которые продолжили работать с российскими компаниями, проверяли все платежи вручную, что увеличило сроки оплаты.

Участилось количество возвратов отправителю. Отказывались работать с российским бизнесом страховые компании из КНР. Это привело к невозможности отправки грузов или ее значительной задержке.

Крупные экспедиторские компании стали оказывать своим клиентам помощь в финансовой логистике. К концу прошлого года ситуацию с международными платежами удалось наладить. В этом году игроки рынка ожидают стабилизации ситуации с взаиморасчетами.

Однако трудности есть и во взаиморасчетах с другими дружественными странами, например с Индией. Неконвертируемость национальных валют (таких как индийская рупия) сильно осложняет платежи в них. Такие транзакции проводятся только через определенные банки.

Автомобильная доставка

В прошлом году импортные автоперевозки в Россию выросли на 36% (против 6% в 2023 году). Это произошло из-за дефицита пропускной мощности железнодорожных сетей.

Доставка по самому популярному направлению — в Китай — идет по Транссибирской магистрали, которая не рассчитана на такой грузопоток. Этот участок железной дороги стал узким местом международной логистики. Грузы скапливаются на станциях в ожидании отправки, растет количество опозданий поездов, нет стабильного графика.

Автоперевозки быстрее, и их легче спрогнозировать. Кроме того, в прошлом году модернизировали автомобильные погранпереходы с Китаем, что также стимулировало спрос на доставку автотранспортом.

Мультимодальность и сборные грузы

Загруженность железных дорог также увеличила спрос на мультимодальные перевозки. В них на отдельных участках маршрута применяются разные виды транспорта: авиационный, автомобильный, железнодорожный, морской. Такая комбинация позволяет сократить транзитное время.

Внутри мультимодальных перевозок можно выделить тренд на увеличение объемов сборных грузов (негабаритных заказов от разных отправителей). Компании, которые раньше сотрудничали с европейскими поставщиками, стали искать новых партнеров.

Доставка сборных грузов позволяет бизнесу заказывать небольшие партии товара, чтобы оценить перспективы сотрудничества с разными поставщиками.

Транзитный потенциал

С 2023 года растет объем транзитных грузов на направлении Европа — Китай. Наиболее перспективный транзитный маршрут проходит через Казахстан, Россию и Республику Беларусь. Он позволяет избежать одного из наиболее узких мест логистики — Восточного полигона железной дороги.

А сам Восточный полигон сейчас в процессе реконструкции. Модернизация этого участка разгрузит Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали и увеличит доходы за международный транзит евразийских и североамериканских грузов.

По мере наращивания пропускной мощности БАМа и Транссиба транзитный грузооборот на этом направлении может вырасти в среднем на 10–15%.

В последние годы заметен интерес Турции и Казахстана к развитию Транскаспийского коридора. Но этот маршрут не способен стать полноценной альтернативой Транссибирской магистрали, так как связан с морскими портами. Появляются погодные риски в ожидании на рейде, требуется дополнительное время на перевалку.

Еще один крупный проект — Международный транспортный коридор «Север — Юг», в который входят три ветки — Каспийская, Восточная, Западная. Сейчас увеличивается доля экспортных грузов по Восточной ветке Иран — Туркменистан — Казахстан — Россия. В ближайшем будущем можно ожидать роста обратных загрузок не только из Индии, но также из ОАЭ, Ирана и других стран.

В прошлом году товарооборот между Россией и Индией достиг $64 млрд. Традиционно торговые маршруты из Индии шли через Суэцкий канал в порты Новороссийска или Санкт-Петербурга. Грузы находились в пути около полутора месяцев. А доставка по МТК «Север — Юг» в среднем занимает 15 дней.

Продолжается и развитие Северного морского пути, который облегчает для России доступ на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии. Сложности создает климат: чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, требуются ледокольный флот и контейнеровозы арктического класса.