Поделиться • 1 декабря 2025
Беспилотники, дирижабли и поезда со скоростью 600 км/ч: каким будет российский транспорт через 10 лет
Беспилотники, дирижабли и поезда со скоростью 600 км/ч: каким будет российский транспорт через 10 лет

Высокоскоростные магистрали, беспилотники и даже пассажирские дирижабли — таков транспорт будущего по версии Минтранса. Дорожная карта до 2035 года наполнена футуристическими идеями. Разберемся, какие из этих проектов имеют реальные шансы на воплощение, а какие, скорее всего, останутся на бумаге.
Высокоскоростные магистрали, беспилотники и даже пассажирские дирижабли — таков транспорт будущего по версии Минтранса. Дорожная карта до 2035 года наполнена футуристическими идеями. Разберемся, какие из этих проектов имеют реальные шансы на воплощение, а какие, скорее всего, останутся на бумаге.
Начнем с самой обсуждаемой идеи — пассажирских дирижаблей. Их присутствие в статье объясняется тем, что этот вид транспорта уже фигурировал в программе развития Арктики.
Дирижабли, возможно, и пригодятся для каких-то специальных миссий, например, чтобы следить за экологией или перевозить туристов — любителей экзотики. Но если говорить о том, как наладить сообщение с отдаленными регионами, то тут куда важнее развивать обычную малую авиацию.
Таким образом, дирижабли, как грузовые, так и пассажирские, вряд ли смогут стать массовым и популярным видом транспорта.
Из всех предложенных технологий самой проработанной и полезной для страны выглядит развитие высокоскоростных железнодорожных сообщений (ВСМ). Это не фантастика, а проверенное решение, которое уже успешно работает в Европе, Китае и Японии.
ВСМ способны:
Представьте: утром вы выезжаете из Москвы в Казань, днем гуляете по историческому центру, а вечером уже дома. Такие «однодневные путешествия» становятся новой нормой во всем мире. В России потенциал огромен — от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, от Новосибирска до Сочи. При этом важно не просто проложить рельсы, а комплексно развивать инфраструктуру: вокзалы, гостиницы, культурные пространства.
Особо важен проект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, связывающий две столицы. Этот коридор ежегодно обслуживает десятки миллионов человек. В 2023 году «Сбербанк» выдвинул идею реализации данного проекта, создав для этого АО «ВСМ-1». Стоимость строительства трассы протяженностью 680 км банк оценивает в 2,3 трлн руб., что относит проект к числу наиболее затратных инфраструктурных проектов страны.
Среди перспективных направлений в концепции упомянуты магнитно-левитационные поезда (маглевы). Технология надежна и способна развивать скорость до 600 км/ч.
Стоимость строительства трассы в 3–5 раз выше, чем у ВСМ, поэтому пока что эту технологию могут позволить себе только густонаселенные страны.
В Китае (в Шанхае и Чанше) маглевы уже работают как обычный городской транспорт. В Японии ситуация сложнее: хотя линию Токио — Нагоя активно строят, проект столкнулся с задержками из-за проблем с экологическими и административными согласованиями. Если изначальный план предполагал запуск в 2027 году, то сейчас его могут перенести на начало 2030-х.
В России такие проекты возможны только на стратегических маршрутах между мегаполисами, например, Москва — Санкт-Петербург.
Если говорить о том, что уже реально работает в России, то это беспилотные транспортные системы. На рынке представлено несколько ключевых компаний: «Яндекс», КамАЗ, «Сбер», Cognitive Pilot и НАМИ. Их разработки охватывают разные степени автономности — от частичной автоматизации (уровни 2–3) до полностью беспилотных испытаний в ограниченных зонах (уровень 4).
Чтобы было понятнее, вот как выглядят уровни автономного вождения по международной классификации SAE:
Это разделение помогает оценить, на каком этапе находятся российские разработки — они уже достигли продвинутых уровней, но пока в тестовом режиме.
«Яндекс» запустил коммерческие беспилотные такси в Иннополисе и проводит тесты в Москве. КамАЗ разрабатывает как легковые, так и грузовые беспилотные авто. «Сбер» представил концепт FLIP — компактный электромобиль с автопилотом. Cognitive Pilot адаптирует свои решения для сельхозтехники и грузовиков (подробнее об этой технологии — в нашем материале. — Прим. ред.).
Хотя сегодня такие проекты убыточны, их экономика радикально изменится за счет масштабирования и снижения стоимости технологий. По нашим прогнозам, беспилотный транспорт станет рентабельным в ближайшие 10–15 лет. Индикатор тренда — взрывной рост числа поездок: по данным Waymo, с 1 млн в 2023 году до 4 млн в 2024.
Для массового внедрения таких технологий нужны не только готовые решения, но и нормативная база. В России до сих пор нет единых правил для движения беспилотников по обычным дорогам. Без них инвесторы не пойдут в отрасль, а страховые компании не смогут оценить риски.
В стране действует экспериментальный правовой режим, который разрешает работу роботакси в определенных локациях (это Иннополис, Сириус и пара районов в Москве). Территория эксперимента, вероятно, будет расширяться.
Беспилотные технологии уже активно внедряются в логистике и общественном транспорте, прежде всего, на ограниченных территориях:
Именно в таких локациях они обеспечивают максимальную экономию за счет снижения затрат на персонал и повышения точности работы.
В сентябре 2025 года в Москве запустили первый в России беспилотный трамвай. Он курсирует по маршруту № 10, самостоятельно управляя движением, взаимодействуя со светофорами и соблюдая график. Для пассажиров трамвай ничем не отличается от обычного, но его работа обеспечивается комплексом технологий — системами искусственного интеллекта, датчиками и цифровой инфраструктурой. Эта инициатива является частью общей транспортной модернизации города.
Такие проекты служат, прежде всего, испытательным полигоном. Благодаря финансированию, административным возможностям и плотному трафику Москва позволяет отрабатывать ключевые технологии и их взаимодействие с существующей инфраструктурой. Этот опыт и станет главным результатом, который можно будет масштабировать на другие регионы.