Поделиться • 24 марта 2025
Скорее всего, вам не нужно бренд-медиа: почему, рассказывает Павел Молянов, основатель агентства «Сделаем»
Скорее всего, вам не нужно бренд-медиа: почему, рассказывает Павел Молянов, основатель агентства «Сделаем»
Текст: Павел Молянов, основатель агентства контент-маркетинга «Сделаем»
Фото: Unsplash
Бренд-медиа сегодня есть у многих бизнесов — коммерческих банков, IT-компаний, агрегаторов вакансий и объявлений о недвижимости, медицинских клиник. Оно добавляет медийного веса и позволяет общаться с аудиторией на более глубоком уровне. Но действительно ли оно нужно всем? Зачем запускать бренд-медиа и как это сделать, рассказал «Инк.» основатель агентства контент-маркетинга «Сделаем» Павел Молянов.
Главная фишка тематического онлайн-издания, которое выпускает бренд или компания, — польза для конкретной аудитории.
С помощью собственного медиа бизнес может рекламировать свои товары и услуги, привлекать клиентов, повышать узнаваемость бренда и создавать положительный образ у аудитории. Но прямой рекламы продуктов в медиа либо нет вообще, либо она нативная и ненавязчивая.
Например, журнал «Т—Ж», который принадлежит «Т-Банку», пишет про финансы, здоровье, недвижимость и право, запускает платные курсы и публикует мнения читателей. При этом рекламы самого «Т-Банка» в статьях нет. То есть совсем не обязательно быть клиентом банка, чтобы читать журнал, и наоборот.
Под бренд-медиа можно понимать разные форматы: онлайн-журнал с лонгридами, телеграм-канал или группу «ВКонтакте», видео-блог или подкаст. Текстовые медиа — самый популярный формат, и в этой статье мы поговорим именно о них.
Бренд-медиа, как и любой маркетинговый инструмент, требует вложений, но это не значит, что позволить его себе могут только крупные корпорации с огромными бюджетами. На старте это может быть простенький блог. Например, в агентстве «Сделаем» есть простенькое медиа «Сделаемский блог». И это один из разделов сайта агентства. У блога есть главред и команда авторов.
Бренд-медиа при правильном подходе точно подойдет компаниям, которым:
1. Нужно управлять мнением аудитории. Например, когда компания хочет повысить лояльность аудитории, рассказать о своей отрасли или борется со стереотипами.
Хороший пример такой стратегии — издание «Луч», которое выпускает «Росатом». Ребята публикуют материалы об атомной энергетике и технологиях, которые применяются в отрасли, рассказывают об атомоградах. При этом статьи интересно читать даже неспециалисту. Это помогает развеять миф о том, что атомная энергетика опасна, а работать на таких предприятиях вредно.
2. Сформировать спрос на продукт. Если компания запускает продукт или услугу, которых раньше не было на рынке, медиа поможет рассказать о нем максимальному количеству людей.
Например, далеко не каждая компания знает, что можно нанять финансового директора или аналитика на аутсорсе, а не искать дорогого специалиста в штат. Да и в целом тема финансов часто пугает предпринимателей, они считают, что это что-то сложное и скучное.
Газета «Нескучные финансы», которая принадлежит группе компаний «Нескучный бизнес», рассказывает как раз о таких темах. В медиа выходят статьи о том, как заполнить налоговую отчетность, составить коммерческое предложение или рассчитать отпускные сотрудникам. И все это интересно читать целевой аудитории бизнеса.
3. Продвигать сложные и дорогостоящие продукты. Если цикл принятия решения о покупке долгий, а продукт или услуга требует тщательного изучения и погружения.
Например, в «Сделаемском блоге» мы пишем полезные статьи для редакторов и копирайтеров, рассказываем про внутренние процессы агентства и карьерные перспективы в отрасли. Мы даем читателю полезную информацию, а параллельно «влюбляем» его в наш бренд и нативно рекламируем свои обучающие курсы.
У нас есть программы на несколько недель с домашними заданиями и помощью кураторов. Прежде чем приобрести такой большой курс, клиент должен оценить свой график, финансовую нагрузку и настроиться на работу. Блог как раз помогает принять решение в пользу покупки.
4. Все остальные инструменты уже запущены и есть бюджет на что-то новое. Бренд-медиа — не то, с чего следует начинать контент-маркетинг. Есть много других способов, прокачать узнаваемость, репутацию, собирать органический трафик. Можно писать статьи на UGC-площадки: vc.ru, habr, pikabu и другие. Можно завести телеграм-канал или просто сделать нормальный блог на сайте. Вот когда все это уже есть и работает, можно думать в сторону бренд-медиа.
В некоторых случаях совсем отказываться от идеи открыть собственное медиа не стоит, но можно отложить ее до более подходящих времен. Бизнесу не нужно бренд-медиа, если:
1. Ресурсы ограничены. Нет бюджета, команды или времени.
Запустить медиа с нуля — сложная задача. Нужно собрать редакцию, продумать концепцию и стратегию продвижения, разработать дизайн и реализовать техническую часть, например запустить сайт. Кроме этого, нужно продумать контент-план и наладить бесперебойный выпуск контента.
Запуск и работа крупного медиа может стоить 15–20 млн руб. в год. Да, можно сделать более бюджетный вариант. Но в любом случае нужно будет выделить на это средства и быть готовым, что расходы окупятся не сразу. На этом могут уйти месяцы или даже годы.
2. Нужны быстрые результаты. Через бренд-медиа не продают продукт напрямую, а работают с аудиторией на более глубинном уровне мышления. У человека должно сформироваться доверие к компании и потребность в продукте.
Для быстрых результатов подойдут более простые перформанс-инструменты, например контекстная реклама, таргетинг или «Промо Страницы». Тут можно более детально спрогнозировать бюджет и результат на определенном промежутке времени.
3. Делается, чтобы было. Точно не стоит запускать сложный и дорогостоящий маркетинговый инструмент просто как дань моде. Компания, скорее всего, впустую потратит деньги и время и на выходе получит некачественный контент либо быстро забросит проект.
Допустим, компания взвесила все за и против и решила, что медиа ей нужно. Вот топ ошибок, которые допускают на старте проекта.
1. Нет стратегии. Часто компании запускают блог на энтузиазме, но быстро разочаровываются. Оказывается, что писали совсем не на те темы, не работали с целевой аудиторией и вообще сильно оторвались от изначальной идеи.
Прежде чем пускать деньги на крутой дизайн, команду и контент, нужно провести анализ аудитории и конкурентов. На основе этих данных создают концепцию — подбирают форматы, темы, рубрики. Еще важно постоянно держать в голове конечную цель — для чего это все: качаем узнаваемость, собираем трафик, куда и как его конвертируем.
2. Низкое качество контента. Современные пользователи потребляют огромное количество контента ежедневно и могут отличить качественный и полезный материал от небрежного рерайта. Поэтому просто перепечатать текст из «Википедии» и расставить ключевики в статьях будет недостаточно.
При производстве контента отталкиваться нужно от конкретной пользы для читателя, а не только от SEO-запросов. Если в своих материалах вы поделитесь своим опытом, простым языком расскажете о сложной теме, соберете большое количество фактуры в понятный гайд или поговорите с экспертами, вы точно сможете конкурировать за внимание читателей.
3. Нерегулярность публикаций. Если вы с самого начала выпускаете по 15–20 статей в месяц, сохраняйте заданный ритм. Читатель привыкает к определенной периодичности и разочаруется, если новых публикаций придется ждать слишком долго.
4. Слишком явная реклама вместо ценности. В бренд-медиа могут быть статьи, заточенные на демонстрацию конкретной услуги или продукта, но их не должно быть слишком много. В противном случае у читателя возникает впечатление, что ему навязчиво что-то продают. Это отталкивает постоянную аудиторию.
Выше мы уже говорили, что реклама компании может быть в медиа, но максимально нативная. Например, можно интегрировать продукты и услуги компании в статью через пример их использования или отзыв заказчика. Еще можно вставлять баннеры и попапы с прямой рекламой, но не стоит выстраивать статью только на этом.
Например, в «Сделаемском блоге» мы добавляем в конце материалов ссылку на бесплатный курс и предлагаем подписаться на рассылку. Но в самих статьях упоминания наших продуктов и услуг почти не встречается.
5. Нет дистрибьюции. Бренд-медиа тоже нужна реклама и стратегия продвижения, чтобы о нем узнали потенциальные читатели.
Помимо органических инструментов, например SEO, нужно закупать рекламу. Тут можно использовать разные инструменты, например:
Есть несколько моделей запуска и ведения бренд-медиа со своими плюсами и минусами. Рассмотрим их подробнее.
1. Самостоятельно. Компания сама проводит предварительные исследования, собирает команду и запускает проект.
Такой вариант подходит тем, у кого есть опыт работы с контент-маркетингом, иначе эффективность и качество материалов могут пострадать. Из плюсов — возможно, делать медиа самостоятельно будет дешевле, чем с подрядчиком.
2. Через подрядчика. Можно нанять агентство контент-маркетинга, и оно сделает медиа «под ключ» — от разработки концепции до создания контента.
Если компания не хочет или не может брать на себя работу над медиа, грамотный подрядчик — идеальный вариант. С большой долей вероятности медиа запуститься быстрее, поскольку у агентства уже есть все нужные специалисты в штате и налажены рабочие процессы. Но, конечно, бюджет проекта вырастет.
3. Совместными усилиями. Модель для тех, кто хочет участвовать в работе над медиа, но не может взять на себя вообще все.
Вариантов распределения обязанностей между заказчиком и подрядчиками много. Например, можно переложить разработку концепции на агентство, которое специализируется на этом, вместе запуститься, а потом сформировать свою команду и организовать редакцию инхаус.
Или наоборот — самостоятельно разработать концепцию, запустить медиа, а производство контента делегировать агентству.
В запуске бренд-медиа есть очень много подводных камней и нюансов, которые нельзя описать в одной статье. Здесь мы даем чек-лист, который поможет не потеряться в огромном количестве вопросов и задач.
Шаг 1. Определиться, действительно ли вам нужно бренд-медиа. Стоит ответить на несколько вопросов
Если вы сомневаетесь в идее будущего медиа или думаете, что можно попробовать другие инструменты продвижения, поработайте сначала с ними. К запуску своего издания всегда можно вернуться позже.
Для начала можно протестировать другие площадки, а не создавать собственный сайт. Если хочется делать лонгриды, можно писать статьи на «Дзене», vc.ru, Habr или других похожих площадках c открытой публикацией. Тогда не придется тратиться на разработку и дизайн собственного сайта.
Для коротких форматов подойдет Telegram, где много нишевых блогов и каналов.
Шаг 2. Оценить бюджет. Главные статьи расходов на бренд-медиа — это зарплаты и гонорары, дизайн, техничка, а еще реклама. Расходы на продвижение медиа могут занимать 10–20% от его общего бюджета бренд-медиа.
Сколько компания готова тратить денег на медиа — очень индивидуальный вопрос, и есть вещи, на которых можно сэкономить. Но тем не менее ежемесячные расходы могут превышать траты на все остальные маркетинговые инструменты, которые использует компания.
Для примера посчитаем, сколько можно в среднем тратить на зарплату редакции в 2025 году.
Итого выходит 600–800 тыс. руб. в месяц только на зарплаты основных сотрудников без учета налогов.
Кроме авторов и редакторов, в медиа могут работать специалисты по SEO и SMM, таргетолог, дизайнер, корректор, верстальщик и маркетолог.
Шаг 3. Сформируйте команду. Мы уже говорили выше, что компания может сделать все самостоятельно, а может полностью или частично делегировать поиск подходящих специалистов агентствам.
При самостоятельном поиске придется потратить больше времени на отсев неподходящих кандидатов. Но если вы оформляете сотрудников в штат и вам важно подобрать команду под себя, близкую по духу и ценностям, стоит уделить этому время.
Если делегировать поиск команды подрядчику, то вы избавитесь от рутинных задач вроде собеседований и заключения договоров. Кроме этого агентство возьмет на себя еще и текучку. Например, если кто-то из авторов заболеет, уйдет в отпуск или уволится, ему быстро подберут замену и график работ не нарушится.
Шаг 4. Разработайте контент-стратегию. Для этого нужно провести исследования аудитории и рынка и понять:
Шаг 5. Стартуйте. Вот, что важно сделать перед запуском и сразу после него.
Шаг 6. Следите за эффективностью. На основе полученных данных можно будет корректировать стратегию или контент-план. На что обратить внимание:
Открывать собственное медиа стоит бизнесу с необычными, сложными или дорогими продуктами или компаниям, которые хотели бы влиять на мнение аудитории и повышать ее лояльность. Бизнесу, которому важно быстро привлекать клиентов и получать прибыль, стоит обратить внимание на другие способы продвижения и сосредоточиться, например, на корпоративных соцсетях или блоге.