Поделиться • 1 октября 2025
Затишье после бури: как изменился рынок труда в IT- 2025 году и что нужно знать работодателям
Затишье после бури: как изменился рынок труда в IT- 2025 году и что нужно знать работодателям

Если еще три года назад в IT можно было быстро закрывать позиции, нанимая кандидатов без профильного образования, которые прошли онлайн-курсы и продемонстрировали несколько pet-проектов, то сегодня такой подход становится все менее актуальным. Расскажу, как изменился рынок труда в IT и что сейчас в тренде.
Если еще три года назад в IT можно было быстро закрывать позиции, нанимая кандидатов без профильного образования, которые прошли онлайн-курсы и продемонстрировали несколько pet-проектов, то сегодня такой подход становится все менее актуальным. Расскажу, как изменился рынок труда в IT и что сейчас в тренде.
К 2025 году российский IT-рынок кадров пережил этап активного роста, характерный для второй половины 2010-х — начала 2020-х годов, и вступил в переходную фазу, которая сопровождается переоценкой квалификационных требований.
Многие IT-компании сокращают количество вакансий, наем в сегменте middle и junior снижается, в то время как число резюме на рынке труда растет.
По данным совместного исследования hh.ru и агентства Selecty, в марте 2025 года общее число вакансий в IT-секторе снизилось примерно на 20% по сравнению с мартом 2024 года. Одновременно увеличилась активность соискателей — число резюме выросло на 26%, при этом большая часть приходится на сегмент junior.
Для работодателей это означает, что конкуренция за квалифицированных кандидатов усиливается, особенно в низших сегментах рынка. В условиях сокращения числа открытых позиций привлечь и закрыть вакансии стало сложнее, требуется стратегический подход.
Пока джуниоры и начинающие специалисты не могут найти работу, среди опытных кадров сегмента middle и senior сохраняется структурный дефицит. Согласно официальным данным Минтруда, в начале 2025 года российской экономике не хватало около 100 тыс. разработчиков ПО и еще 40 тыс. специалистов по базам данных и сетям.
В 2025 году на российском IT-рынке усилился тренд на оптимизацию штата и расходов. Причинами стали рост ставки ЦБ (а следовательно — удорожание кредитов) и увеличение стоимости импортного оборудования и ПО в условиях санкций. Такой тренд считают следствием активного масштабирования штатов и запуска нерентабельных проектов до начала 2020-х гг. Если раньше компании опасались дефицита кадров и иногда нанимали специалистов с запасом, то теперь, чтобы бизнес оставался конкурентоспособным, наем должен быть заточен под предельно эффективное использование ресурсов.
Вот примеры.
Нам удалось избежать волны сокращений, в частности потому, что ключевая ставка не повлияла на устойчивость компании, — мы не имели кредитных обязательств. В целом аутсорс-рынок показал себя более стабильным по сравнению с продуктовыми компаниями, у которых были кредиты.
За последние два-три года ИИ превратился из модной игрушки в базовый рабочий инструмент.
В KODE мы внедрили ИИ только в этом году, сейчас он интегрирован во все ключевые процессы разработки:
Автоматизация процессов с помощью ИИ снизила потребность в специалистах начального уровня, потому что алгоритмам делегировали многие рутинные задачи.
При этом разработчики, аналитики, продакт-менеджеры, которые его осваивают, становятся особенно ценными. Благодаря ИИ также возросла роль архитекторов, системных аналитиков и продуктовых стратегов — то есть специалистов, которые напрямую развивают бизнес и отвечают за сложные решения.
Одними из инструментов оценки персонала стали регулярные performance review (оценка профессиональных качеств. — Прим. ред.). Это позволяет фиксировать прогресс и корректировать развитие сотрудника на основе конкретных результатов за квартал, а не субъективных впечатлений. Мы используем и другие подходы.
1. Методика OKR (Objectives and Key Results, «Цели и ключевые результаты») дает прозрачность целей, например:
2. KPI, которые помогают измерять операционную эффективность, будь то скорость закрытия багов или выполнение плана продаж.
3. 360°-оценка, когда сотрудник получает обратную связь не только от руководителя, но и от коллег, подчиненных и даже клиентов, что позволяет выявить сильные стороны и зоны роста, которые иначе могли бы остаться незамеченными.
Мы как работодатель ожидаем, что новый сотрудник сразу принесет измеримую ценность:
Мы делаем акцент на удержании senior-специалистов и других ключевых сотрудников. Прямой наем сохраняем, но для начинающих специалистов используем формат стажировок: это позволяет в пилотном режиме оценить совместимость кандидата и компании, прежде чем переводить его в штат. Одновременно мы инвестируем в развитие внутренних талантов: запускаем клубы тимлидов, поддерживаем сотрудников в построении личного бренда и публичных выступлениях, создаем систему признания и профессионального уважения.
Сейчас рынок находится в естественной стадии развития после бурного роста. Перегретый ранее, он остывает и переходит к более сбалансированной модели развития, в которой ожидания бизнеса и навыки сотрудника больше соответствуют друг другу. В итоге это способствует повышению качества кадрового потенциала в отрасли.