Российский венчур «проспал» два главных тренда на отечественном рынке — еду и такси
Венчурный инвестор Алексей Соловьев рассказал, кто в разное время вкладывался в стартапы на рынках еды и такси. Часто инвесторами становились невенчурные бизнесмены и корпорации, а венчурные фонды даже не участвовал в финансировании таких проектов.
Соловьев называет «мега-явлениями уходящей декады» на своей странице в Facebook сервисы доставки еды и заказа такси. «Именно в этих нишах появились, сформировались, быстро выросли и были проданы настоящие венчурные истории. По примерам сделок в этих сегментах можно написать брошюрку „Как бы все работало, если бы российский рынок VC работал”», — рассуждает инвестор.
По мнению Соловьева, после запуска первых успешных стартапов на рынках еды и такси в России должны были открыться десятки венчурных фондов, которые сейчас могли бы хорошо зарабатывать.
«Не тут-то было. Мы [венчур] в большинстве своем этот рынок проспали. Многие компании появились, выросли и были куплены безо всякого нашего участия», — резюмирует Соловьев. К примеру, в 2016 году Mail.ru Group купила Delivery Club за $100 млн, а в 2017 году «Яндекс» — Foodfox за $10 млн.
При этом венчур вовсе не участвовал в финансировании «Партии еды» (инвестиции от предпринимателей, в 2018 году «Яндекс.Такси» купил 83% бизнеса), Zaka Zaka (частные инвестиции, в 2017 году Mail.ru приобрела 90% компании за $18 млн) и CityMobil (инвестиции от Мегафон и Mail.ru на сумму $26 млн).
Ранее Соловьев рассказал, как молодые и зрелые стартапы привлекают инвестиции. Оказывается, чем старше компания, тем меньше она полагается на инвестиции.