26 мая 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

6 советов предпринимателей самим себе

Текст: Наталия Владимирова

Иллюстрации: Точка


День предпринимателя — молодой российский праздник, который отмечается с 2007 года каждое 26 мая. Его задача — показать важность среднего и малого бизнеса для экономики государства. Предпринимательский путь очень непрост, он больше похож на бег с препятствиями или прохождение очень сложной компьютерной игры. Никто не знает в начале, куда приведёт эта дорога. А так хотелось бы знать, где подстелить соломки. Мы собрали цитаты известных предпринимателей разного уровня о том, какой совет они дали бы самим себе в начале своего пути.

В День предпринимателя банк «Точка» хочет наградить предпринимателей. Оглянитесь, чтобы посмотреть на всё то, что вы успели сделать, и оцените свои заслуги по достоинству в новом спецпроекте-поздравлении от «Точки».

Михаил Гончаров:
«Не усложняй»

Михаил Гончаров:
«Не усложняй»

Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров — один из пионеров российского фаст-фуда: он основал первую блинную, когда в Москве ещё только зарождались ресторанные сети. После стольких лет в бизнесе он посоветовал себе, принимая решения, руководствоваться тем, что лежит на поверхности.

«Успешный бизнес можно построить на банальных вещах. Задача предпринимателя — взять что-то простое и сделать это интересным для потребителя. В начале всегда есть соблазн придумать то, что до тебя ещё никто не делал. Но оказывается, что эта редкость нужна очень узкому кругу людей и бизнес на ней построить нельзя. Большой и серьёзный успех лежит на пути простых решений. Бизнес — это постоянно обновляющийся список идей, которые мы тестируем. Не нужно драматически воспринимать то, что одна из идей не сработала. Если блины продаются плохо, не надо тут же вводить отдельную категорию и продавать шаурму. Если не работает одна система, не надо сразу переключаться на другую. Такие метания опасны для бизнеса. Если мы запускаем 30 новинок и только три из них становятся хитами, то остальные 27 попыток — не ошибка, а необходимость. Чтобы найти идеальное решение, нужен десяток альтернатив».

Кирилл Пыжов:
«Фиксируй всё»

Кирилл Пыжов:
«Фиксируй всё»

Сооснователь и COO агентства по работе с блогерами и инфлюенсерами Perfluence всегда мечтал о собственном деле. Но прежде чем приступить к его созданию, он поработал в крупной компании и посмотрел на внутренние процессы и менеджмент. Это помогло собрать команду и запустить свой бизнес, но проблем и косяков избежать всё равно не удалось. Так что Кирилл дал бы себе на старте совет всё фиксировать, а также быстрее прощаться с неэффективными работниками.

«Зафиксировано и записано должно быть всё. Речь не только о бизнес-плане, миссии и ценностях компании. Должен быть прописан каждый процесс и любое взаимодействие отделов и сотрудников. Иначе никто не будет понимать, как и что делать в случае „пожара“. И чем раньше вы начнёте все это прописывать, тем меньше будет проблем и больше вероятность того, что ваш микробизнес вырастет во что-то большое и полноценное. Не все сотрудники, с которыми вы работаете, заслуживают второго шанса. Иногда хватает одной серьёзной оплошности, чтобы попрощаться с человеком, — так вы сэкономите время и не навредите команде. Но это осознание приходит с большим опытом и набитыми шишками».

Евгений Дёмин: «Пробуй, ошибайся и начинай сначала»

Евгений Дёмин:
«Пробуй, ошибайся и начинай сначала»

Основатель SPLAT, одного из крупнейших российских производителей продуктов для гигиены полости рта, экологичных продуктов для ухода за домом, а также натуральной косметики, по прошествии 22 лет в бизнесе посоветовал себе раньше начинать делать что-то своё и смелее тестировать разные гипотезы.

«Когда ты молодой, тебе нечего терять и ты можешь пробовать, ошибаться, начинать всё сначала. Это бесценный опыт. С одной стороны, он помогает поверить в себя, а с другой — быстрее понять, в каком направлении ты можешь развиваться. Если уверен в своей идее, надо быстрее делать прототип и выпускать его на рынок. Собирать пусть и небольшую (хоть из трёх человек), но сильную команду. Всегда быть честным перед потребителем и с самого начала позаботиться о механизме обратной связи».

Ольга Ускова: «Не бойся, верь и проси».

Ольга Ускова:
«Не бойся, верь и проси».

Ольга Ускова основала Cognitive Technologies в далёком 1993 году. Сегодня компания — ведущий мировой разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. Ольга посоветовала бы самой себе применять в жизни и бизнесе сильно изменённый известный лозунг.

«Из классического „не верь, не бойся, не проси“ для себя я выделю только „не бойся“. Страх в любой форме — стоп-сигнал для развития. Если он присутствует хотя бы в малой толике, дело не выгорит. Люди, как и все хищники, чувствуют неуверенность на энергетическом уровне и сторонятся тех, кто не рискует. Верь. Надо не просто верить в себя, в идею, в добрые намерения окружающих людей — а проповедовать эту веру, нести её в свою команду. И пусть какие-то люди будут предавать. Это неважно. Они всегда выпадали из моего пространства. Проси. Проси обязательно. Поддержки, участия, совета, распространения информации. Успешный проект часто запускают всем миром. В этом нет ничего зазорного».

Даниэль Гальпер: «Решай операционные проблемы»

Даниэль Гальпер:
«Решай операционные проблемы»

Семь лет назад инвесторы отнеслись к идее айтишников Даниэля Гальпера и Павла Паскаря скептически — никто не верил в успешность проекта доставки еды по подписке. Но им удалось собрать нужную сумму и запустить бизнес Grow Food. Спустя какое-то время основатели компании поняли, что некоторых проблем можно было избежать, если бы выбрать другие пути развития. В первую очередь Даниэль посоветовал бы самому себе решать операционные вопросы и запускать новые направления только тогда, когда основному некуда развиваться.

«В первые два года мы полностью погрузились в рост — работа с блогерами, новые линейки питания, маркетинг. Благодаря этому мы привлекли много клиентов, но совсем забыли про внутренние процессы, которые перестали вывозить нагрузку. В результате стало портиться качество продукта. Мы боролись с убытками путем увеличения выручки. В конце концов нам удалось выстроить юнит-экономику, но это нужно было делать в первую очередь, — тогда и бизнес окупился бы намного раньше. Уже на втором году существования мы достигли месячного оборота в 100 млн руб. и подумали, что теперь можем начинать работу в новых направлениях. Стали хвататься за абсолютно разные идеи — например, хотели открыть партнёрскую франшизу в Канаде. Потратив на новые направления два года, мы поняли, что фокус на главном продукте должен оставаться до тех пор, пока ему есть куда расти».

Марина Домрачева: «Приоретизируй»

Марина Домрачева: «Приоретизируй»

Основательница медтех-стартапа 3D SMILE, который прошлой весной привлёк $3,8 млн от инвесторов из Кремниевой долины, посоветовала бы себе научиться приоритизировать.

«Перед тем как начать что-то делать, каждый раз задавать себе вопрос, как это поможет добиться поставленной цели. Когда мне было 18 лет, я впервые в жизни сварила борщ, потратила на это 6 часов и позвонила родителям, чтобы рассказать. Папа сказал: „Зачем ты это сделала? Лучше бы в библиотеку сходила или второй язык начала учить!“ Так вот. Я никогда не слушала советы папы, так как в 18 лет ты знаешь всё лучше других. А вот в 36 понимаю, что конкретно тогда он был очень прав. Я бы посоветовала себе тогдашней научиться отметать то, что не приводит к цели, которая реально для меня важна и приносит счастье».

Самое время посмотреть, какой путь проделали вы сами. Убедиться, что вы все делаете правильно, можно в спецпроекте банка «Точка».