Журнал

Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский
создал приложение для развития креативности. Есть ли у него будущее?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

СПЕЦПРОЕКТЫ 6 июля 2020

Выгода для бизнеса

Почему именно сейчас стоит присмотреться к крупнейшим торговым площадкам

СПЕЦПРОЕКТЫ 6 июля 2020

Выгода для бизнеса.
Почему именно сейчас
стоит присмотреться к крупнейшим торговым площадкам

Текст

Надежда Орлова

Иллюстрации

Анастасия ПожидаевА

Новая реальность диктует новые условия для малого и среднего бизнеса. В разгар пандемии от скорости принятия решений зависело, удастся ли компаниям остаться на плаву. Сейчас уже сложно представить успешный бизнес без развитого онлайн-направления. А если по какой-то причине этот сегмент развит недостаточно, стоит прямо сейчас начинать искать варианты для его продвижения. Лучший способ — это сотрудничество с маркетплейсами, ведь они предоставляют бизнесу мгновенный выход на огромную платежеспособную аудиторию и берут на себя все заботы о доставке товаров. Вместе с «Авито» рассказываем о преимуществах более подробно.

Коронавирус и взрывной рост онлайна

Как только в России ввели режим самоизоляции, произошел буквально взрывной скачок онлайн-покупок. Бизнесу пришлось в считанные дни налаживать процесс дистанционного взаимодействия с аудиторией.

В первую очередь, конечно, увеличился спрос на доставку продуктов питания. Традиционные сервисы не до конца справлялись с возросшей нагрузкой — в апреле слот на ближайшую доставку можно было найти на одну-две недели вперёд. На этом фоне россияне стали искать альтернативные способы заказа продуктов. Так, некоторые стали объединяться на Avito, чтобы заказать продукты. В период самоизоляции запрос «доставка продуктов» через сервис Avito занял первое место в топе, а на услугу в категории «курьерские поручения» приходились ¼ всех объявлений. При этом ещё в марте доставка продуктов интересовала немногих: этот поисковый запрос занимал 7006 позицию в топе самых распространённых.

Кроме того, с переходом на удалённую работу пользователи начали обустраивать удалённые рабочие и учебные места. По данным компании онлайн-сервиса, в месяцы самоизоляции особенной популярностью пользовалась категория товаров электроники, а также компьютерные игры. Почти в два раза чаще, чем до начала карантина, стали покупать спортивный инвентарь — от гантелей до беговых дорожек. А поисковый запрос «диван» стал абсолютным лидером в разгар пандемии в России. Спрос на этот товар за апрель—май увеличился на 20% по сравнению с этим же периодом год назад. Оставшись взаперти, люди стали обустраивать жилища — квартиры и дачи. Интерес к установке каминов, покупке обогревателей и садовой техники увеличился более чем в два раза.

В июне 2020 года в России существенно вырос спрос на товары для активного и дачного отдыха по сравнению с июнем прошлого года. Россияне выбираются на природу, исследуют леса и спят в палатках. По данным Avito, спрос на них вырос почти в два раза — на 94%. Количество тех, кто интересуется рюкзаками и спальниками, возросло примерно на треть.

Алексей Стольников

владелец магазина товаров для туризма и отдыха «ТУР-Гениев»

В период пандемии действительно возрос спрос на наши товары. Ощутимо прибавилось клиентов, что естественно: магазины либо закрылись, либо в них стало сложно что-то покупать. Естественно, люди сейчас, не имея возможности выехать куда-то за границу, едут в ближайшие леса. Кто-то говорит: «Вот, детей, наконец, вывезу, покажу им, что такое котелок, костёр». Такие разговоры я часто слышу. Для похода им нужны котелки, чайники, треноги, спальные мешки, палатки. Они их активно покупают. Avito в этом плане — эффективная площадка. Туризм — это вообще, мне кажется, авитовская тема.

Изменение потребительского сознания в карантин

Начавшийся экономический кризис и туманные перспективы относительно собственной платежеспособности заставили россиян подходить к вопросу покупок более осознанно. Произошёл пересмотр ценностей. Если раньше совершалось много бездумных покупок, то сейчас люди стали задумываться, что они будут делать с купленной вещью, долго ли она прослужит и так ли она в принципе нужна.

Самоизоляция сформировала привычку покупать только самые нужные вещи на недолгий срок и перепродавать их, когда в них нет необходимости. Если раньше ненужную вещь можно было выкинуть или подарить, то сейчас потребители стремятся извлечь из пользования тем или иным товаром дополнительную выгоду. Одними из самых перепродаваемых товаров оказались детские коляски. Спрос на них в России, по данным аналитического центра Avito, увеличился в мае на 41% по сравнению с апрелем. Пользователи отложили эту покупку в апреле, вероятно, в связи с тем, что во многих городах прогулки были запрещены.

Месяцы карантина показали многим, насколько ценен ещё один ресурс — время. Оказывается, если не тратить его на дорогу до работы, разъезды по делам и походы по магазинам, можно сделать массу действительно полезных и приятных вещей для себя. Привычка экономить время закрепилась в сознании многих, и не все уже захотят возвращаться к прежнему образу жизни и моделям поведения.

Маркетплейс — прямой доступ к аудитории

Даже самые консервативные покупатели в период карантина открыли для себя крупнейшие маркетплейсы. Их аудитория существенно выросла за месяцы самоизоляции. По данным «Яндекс.Радар», число пользователей, которые ежемесячно заходят на Avito, увеличилось с 46 млн в феврале до 50,7 млн в мае. А общее число сделок на Avito с февраля по май выросло на 23%. Таким образом, Avito сегодня — крупнейшая торговая площадка в России, имеющая 10 млн потенциальных покупателей в день.

Безусловно, часть людей вернётся к традиционным покупкам после снятия всех ограничительных мер. Однако существенный процент пользователей будет совершать комбинированные покупки. Оценив однажды удобство доставки и экономию времени, потребитель будет заказывать товары снова и снова. Кроме того, вирусологи прогнозируют новую волну пандемии, а страх заразиться в общественном месте будет присутствовать ещё долго, да и ограничительные меры (маски и перчатки) не способствуют расслабленным походам по магазинам. Так что если вы не запустили свои товары в онлайн-сегмент, то никогда не поздно начать. Пандемия дала огромный толчок для существенного роста этого рынка.

Удобство для предпринимателей

Маркетплейсы могут быть интересны не только потребителям с точки зрения огромного выбора ассортимента и удобства покупок, но и для компаний, которые ищут свою аудиторию. Привлекательность маркетплейсов для предпринимателей состоит в том, что они предоставляют бизнесу, в том числе малому и среднему, мгновенный̆ выход на огромную аудиторию, готовую покупать товары.

Многих предпринимателей в развитии онлайн-сегмента останавливала сложность организации процесса. Чтобы его наладить, нужно выстроить логистику, заключить договоры с курьерскими службами, нанять менеджера, который будет с ним работать, и отправлять товары по почте. Сотрудничая с торговыми площадками, предприниматель снимает с себя эту головную боль. Торговые площадки организуют доставку — курьерскую, межрегиональную. Предпринимателям не нужно заботиться о собственных договорах с курьерскими службами или Почтой России.

Александр Дорохин

владелец магазина Техас Games

«Avito Доставка» — сейчас один из самых популярных способов доставки по стране. Нам это удобно, потому что в нашем местоположении находятся пункты приема транспортных компаний, которые работают через «Avito Доставку». Мы отправляем товар мгновенно, чем очень гордимся. Люди удивляются: полчаса — и человеку уже приходит уведомление, что заказ отправлен. Плюс безопасная сделка делает своё дело. Если вдруг что-то не дойдёт, деньги вернутся. Так люди себя увереннее чувствуют. Avito работает как с курьерскими службами, так и с «Почтой России». Если клиенту надо отправить подешевле, то лучше почтой, если побыстрее — транспортной компанией».

Наиболее выгодные условия с точки зрения системы доставки у компании Avito. В отличие от других маркетплейсов, здесь услуга бесплатна для продавца. Доставку оплачивает сам покупатель, а товар может забрать курьер. Таким образом, предпринимателю не нужно платить за склад маркетплейса. Кроме того, эта услуга полностью безопасна: если покупатель подтвердил покупку, деньги автоматически переходят вам на карту. Заказы можно отправлять в любой город: скорость их получения зависит от служб доставки, а они, как правило, работают очень быстро. Avito работает с такими сервисами, как Boxberry, DPD, «Яндекс.Такси», «Достависта», а также с «Почтой России».

«В июне во многих городах сняли карантинные ограничения, но люди продолжают активно делать покупки в интернет-магазинах и заказывать курьеров. В июне количество доставок на „Авито“ выросло в разы. Таким образом, онлайн-шопинг и доставка — это новые привычки пользователей, которые теперь играют решающую роль при покупке. Поэтому присутствие онлайн, а также скорость и качество доставки стали ключевыми критериям конкурентоспособности любого бизнеса. Торговые онлайн-площадки в таких условиях становятся для предпринимателей решением, предоставляя активную аудиторию, быстрый старт продаж в интернете и всю необходимую инфраструктуру», — говорит Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товары и Услуги».

Доверие аудитории

Число маркетплейсов стремительно растёт. Однако это не значит, что все они будут одинаково востребованы. Как и в сфере офлайн, покупатель доверяет проверенным и известным брендам, имя которых на слуху. В эпоху, когда к личным накоплениям относятся особенно трепетно, покупателю важно знать, что у площадки есть репутация, удобная отлаженная система возврата вещи, которая не подошла. Покупатель не пойдёт за товаром на неизвестную торговую площадку. Онлайн развивается стремительно и формирует огромное количество конкурентных маркетплейсов. Поэтому тут важно всё до мелочей: скорость доставки, удобство для пользователя, стоимость услуг и имя бренда. Аvito вызывает доверие, поскольку давно ассоциируется с выгодными продажами. Однако сейчас это уже не просто сервис для перепродажи ненужных вещей. Здесь продают новые товары, квартиры, услуги. И в этом смысле площадка может быть полезна большому количеству направлений малого и среднего бизнеса.

В сегменте онлайн наметился существенный рост. Пандемия показала нам, что технологический скачок может произойти не за десятки лет, а за считанные месяцы. Наметилась серьёзная переоценка образа жизни и привычек огромного числа людей. А когда меняются потребительские привычки, должен измениться и подход предпринимателей к предоставлению услуг. Бизнес — та область, которая обязана остро реагировать на общественные изменения. И кто быстрее успеет это сделать, тот и получит свою часть аудитории. Лучший способ сейчас это сделать — занять свою нишу и зарекомендовать себя как надёжного партнёра в крупнейших маркетплейсах.