21 июня 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

И покатилось
Как онлайн-бизнес помогает продавать электросамокаты

Текст: Дмитрий Лебедев

Иллюстрации: Мария Костевич


Онлайн-сегмент — неотъемлемая часть современной торговли, к этому привыкли как покупатели, так и продавцы. Для обеих сторон в сети представлено множество площадок и маркетплейсов, на которых можно реализовать всё — от нишевых товаров до популярных, но высококонкурентных категорий. Правда, торговую платформу стоит выбирать с умом, потому что не все площадки одинаково эффективны. И вместо того, чтобы заработать на модных тенденциях, предприниматели рискуют потратить все бюджеты на продвижение и не получить с этого ничего.

В середине 2010-х улицы и тротуары больших городов буквально заполонили гироскутеры, сигвеи и моноколеса. Но если раньше это считалось развлечением исключительно для детей и подростков, то два года назад категория личного электротранспорта в России изменилась. На рынке появились удобные, экологичные и относительно недорогие электрические самокаты, которые без особых усилий развивают скорость, сопоставимую с велосипедами и общественным транспортом. Особенно оценили этот сегмент молодые, активные и социально ответственные потребители, которые либо не могут позволить себе личный автомобиль, либо сознательно от него отказываются в пользу экологии.

Очевидно, что основной потребитель этой категории — а именно продвинутые молодые люди — предпочитает выбирать товары онлайн. Поэтому для многих компаний выбор стал очевиден: резкий рост популярности личного электротранспорта совпал со столь же резким переходом продавцов в диджитал.

Мы уже писали о преимуществах онлайн-сервисов объявлений для бизнеса в целом и для отдельных категорий товаров. В совместном проекте с «Авито» рассказываем, как сеть помогла ещё сильнее разогнать растущий рынок личного электротранспорта.

Сегмент «Велосипеды и самокаты» на «Авито» в цифрах и фактах


На 92%


На 236%


На 26%

вырос спрос на электросамокаты по всей России за май и начало июня 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года

возросло количество объявлений о продаже электротранспорта от предпринимателей

увеличилась средняя цена электросамоката — к началу сезона она составила 21 500 рублей

Чаще всего пользователи «Авито» интересуются именно электросамокатами. За ними следуют гироскутеры и сигвеи. Также большей популярностью пользуются моноколеса. И, наконец, меньше всего поисковых запросов связано с электровелосипедами.

Сегмент «Велосипеды и самокаты» на «Авито» в цифрах и фактах


На 92%

вырос спрос на электросамокаты по всей России за май и начало июня 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года


На 236%

возросло количество объявлений о продаже электротранспорта от предпринимателей


На 26%

увеличилась средняя цена электросамоката — к началу сезона она составила 21 500 рублей

Чаще всего пользователи «Авито» интересуются именно электросамокатами. За ними следуют гироскутеры и сигвеи. Также большей популярностью пользуются моноколеса. И, наконец, меньше всего поисковых запросов связано с электровелосипедами.

Как выиграть от карантина: кейс Eco-Top

Алексей Садыков из Уфы уже год управляет магазином электросамокатов, хотя заинтересовался темой экологичного транспорта еще в 2019 году. Опыт в продажах уже был: променяв должность кладовщика на собственное дело, он занимался сезонными искусственными ёлками и оптовыми поставками популярных товаров вроде светящихся шаров Bobo. Сейчас его основной магазин специализируется именно на транспорте: в основном арсенале — электрические самокаты, но можно подобрать гироскутеры и обычные велосипеды.

Ещё до открытия магазина Алексей решил в первую очередь разобраться в технической стороне — чтобы обладать собственной экспертизой при общении с клиентом, а также изучить рынок и оценить спрос. В этом ему помогло «Авито»: «У меня уже был бизнес-аккаунт, там я выкладывал объявления и ждал, когда поступят заявки. Причём делал это ещё до самой закупки товара: просто брал фото популярных моделей из сети, а затем смотрел, сколько будет обращаться людей. И только потом уже сам начал заказывать», — рассказывает Алексей.

Основные поставки Eco-Top получает из Китая, через официальных российских представителей таких брендов, как Kugoo. Правда, популярность марки накладывает свой отпечаток — например, самокаты Kugoo по ценовой политике компании продаются с оглядкой на минимальную розничную стоимость, поэтому иногда бывает сложно сформировать привлекательное предложение для покупателя. «Больше всего закупают самокаты стоимостью 16–18 тысяч рублей, это самый ходовой товар, товар-локомотив. Более мощные самокаты с сиденьями, которые больше подходят для взрослых пользователей, идут уже за 35–40 тысяч», — говорит Алексей. Общий ценовой диапазон стартует от 7 тысяч за детские трехколесные электросамокаты, а верхняя планка теряется за пределами 300 тысяч — но спрос на сверхмощные модели невелик, поэтому их реализуют в основном под отдельный заказ.

Магазин Eco-Top открылся с уже практически готовой клиентской базой, собранной на «Авито». По опыту работы с платформой Алексей не только использовал основные инструменты продвижения, но и тщательно отслеживал реакцию потребителя.

«Постоянно нужно выкладывать объявления своего товара, подбирать правильное описание и верный заголовок, анализировать цены в сегменте. Обязательно нужно добавлять видео — даже если нет своего, „Авито“ позволяет встроить ссылку на YouTube. На платформе есть личный кабинет со своей статистикой, где можно видеть, на каком месте показывается твоё объявление, сколько людей выбрали узнать номер продавца, — очень удобно с этим работать», — рассказывает Алексей. При этом с каждым годом алгоритмы построения статистики улучшаются и становятся всё более прозрачными, так что предпринимателю легче подстроиться даже под незначительные изменения в сегменте.

Алексей Садыков, владелец Eco-Top

«Сейчас вливания в „Авито“ относительно небольшие — с открытием магазина в 2020 году это было около 10 тысяч. Но это более, чем эффективно, можно сказать, на 900%. К примеру, если я сейчас закладываю на рекламу бюджет 10–15 тысяч, прибыль получается в районе 100 тысяч примерно».

Главным и очевидным минусом для категории электросамокатов была и остаётся сезонность — практически все продажи совершаются с апреля по сентябрь. В прошлом году сезон начался позже обычного — из-за пандемии коронавируса. Апрельский карантин сильно отразился на потребительском интересе. После локдауна дал о себе знать отложенный спрос — и продажи выросли вдвое, причем по сравнению не только с прошлогодними, но и с запланированными показателями. А в период затишья Алексей перераспределяет все силы с электротранспорта на другой сезонный товар — искусственные ёлки.

Как открыть новое дело на базе старого: кейс магазина HiOmi

Денис Кочетов открыл своё первое дело сразу после окончания института с компанией друзей. Тогда начал расти спрос на умную технику — роботы-пылесосы и датчики умного дома, поэтому изначально магазин был сосредоточен на такой продукции. На момент открытия это была небольшая офлайн-точка с несложным сайтом. Учитывая, что ниша была практически не освоена, по крайней мере в Казани, такие вводные обеспечили хороший старт. Особенно помогло то, что продажи начались в удачное время — осенью, когда, по статистике, люди начинают больше интересоваться товарами для дома после летних отпусков. Но многое изменилось с возросшей популярностью электросамокатов.

Перспективной категорией заинтересовались многие начинающие предприниматели, но для бизнеса Дениса внедрение новых товаров в модельный ряд потребовало больших усилий. Компания пошла на рискованный шаг — сделать основную ставку на электросамокаты. И ставка окупилась. «Электротранспорт — наша главная категория товаров, в сезон объём продаж достигает 70%. Основные средства вкладываем именно в это направление, даже не хватает на расширение по другой технике — всё в транспорт», — рассказывает Денис.

В апреле этого года Денис открыл новый магазин HiOmi. Из-за разных факторов провести изменения в уже существующей точке было сложнее, чем открыть новую, — однако ничто не мешало перенести имеющийся опыт на свежий бизнес. «Сейчас у нас максимально комфортно находиться. Благодаря переработанному интерьеру здесь хочется покупать, и заинтересованные продавцы с клиентами по-другому общаются», — объясняет предприниматель. Главной проблемой стало наращивание клиентской базы — поскольку магазины визуально не связаны друг с другом, конвертировать покупателей на новую точку было проблематично. В этой ситуации предприниматель воспользовался «Авито».

Денис Кочетов, владелец HiOmi

«До знакомства с „Авито“ меня как предпринимателя в нем ничего не привлекало — воспринимал как площадку для личных продаж. Потом услышал, что можно использовать как магазин, попробовал — и было здорово. Сейчас настроены все максимальные тарифы, мы на первых строках и по транспорту, и по технике. Нас ведёт личный менеджер и объясняет, как делать, чтобы именно мы оставались на первом месте. Так что остаётся просто следовать инструкциям, и всё получается».

Эффективность онлайн-ретейла зависит от товара. В первую очередь площадка работает как витрина, где клиент может увидеть весь ассортимент и прейскурант. А во-вторых, магазин использует налаженные каналы доставки, которые дают гарантии как покупателю, так и продавцу. «Даже если оформляют заказ в другой город через наш сайт, мы просим заказать на „Авито“, это удобнее и надёжнее, чем транспортные компании», — рассказывает Денис.

Несмотря на распространённое мнение, что электросамокаты больше используются в крупных городах, опыт HiOmi говорит об обратном. Сейчас к ним всё чаще обращаются клиенты из регионов и берут самокаты для пересечённой и сельской местности. Благодаря различным типам колес и шин покупатель может выбрать любой вариант — от прогулки по асфальтированной набережной до поездки на полноценную рыбалку.

При этом модели в средней ценовой категории могут проходить на одном заряде 25–50 км, не требуют заправки, и даже если батарея разрядится в пути, их всё ещё можно привести в движение ногами. «Вряд ли категория сократится. Никаких выхлопов, на свежем воздухе, по любой дороге… Наоборот — спрос только будет расти».

Как сохранить имя и рейтинг: кейс столичного «Гипермаркета электроники»

В больших городах спрос не сокращается, считает Денис Калашников, руководитель отдела продаж московского «Гипермаркета электроники». Даже несмотря на невероятную популярность сервисов кикшеринга, люди интересуются личным экотранспортом. «Это особенно хорошо работает для городов федерального значения и районных центров — где есть расстояния, комфортные для преодоления на самокате. В Москве, опять же, пробки, и если до работы ехать условные километров десять, то самокат сэкономит время раза в два», — уверен Денис. Кроме того, личный экотранспорт избавляет от расходов на платную парковку, а хранить его удобно как дома, так и в офисе.

«Гипермаркет электроники» занимается электротранспортом и домашней техникой последние пять лет. А с 2019 года основным направлением для магазина стали электросамокаты — особенно в сезон, когда примерно половина продаж приходится именно на эту категорию. Небольшую долю занимают гироскутеры, моноколёса и электроролики, но они до сих пор остаются категорией детских и подростковых товаров.

До пандемии «Гипермаркет электроники» одинаково эффективно работал как в сети, так и офлайн — в одной торговой точке в спальном районе Москвы. Но всё же основной поток клиентов магазин получал с собственного сайта, маркетплейсов и контекстной рекламы. Незадолго до вспышки пандемии компания попробовала открыть страницу на «Авито» — и при минимальных трудозатратах на старте получили много продаж, несмотря на локдаун.

Денис Калашников,
руководитель отдела продаж «Гипермаркета электроники»

«Когда магазинам нельзя было работать, мы организовали точку выдачи — человек заказывал онлайн и забирал в специальном окне. Люди, находясь на карантине, искали в основном вблизи своего дома — и так как у нас магазин располагается в спальном районе, было удобно забирать. А чуть позже, когда мы смогли открыться с соблюдением всех мер предосторожности, — можно было зайти, выбрать, даже прокатиться и купить».

«Гипермаркет электроники» делает существенные вложения в рекламу и инструменты для привлечения покупателей — но это работает на целевую аудиторию, то есть на тех, кто заинтересован именно в экотранспорте. В то время как пользователь «Авито» видит все категории товаров. «Человек находит объявление и нередко переходит по ссылке на страницу нашего магазина на „Авито“, а дальше может посмотреть и взять и то, за чем пришёл, и что-то ещё. На тех же маркетплейсах такого нет», — говорит Денис.

Прошлый год сулил значительный прирост продаж по сравнению с 2019-м, когда спрос на электросамокаты только начал формироваться. Уже тогда были все предпосылки для экотранспортного бума. Однако из-за карантина сверхвысоких показателей достичь не удалось. Тем не менее онлайн-инструменты позволили магазину не только не потерять прибыли, но даже несколько увеличить доход.

Если ориентироваться на европейский рынок, где электросамокаты пользуются популярностью больше, чем в России, то Денис уверен, что категория продолжит развиваться, а спрос будет расти и дальше. И для больших городов это более чем справедливо.

Половина малых и средних предприятий по всей стране так или иначе пользуется возможностями «Авито» — в самых разных категориях товаров. И разумеется, в таких новых, модных и популярных направлениях, как те же электросамокаты, каждый желающий сможет выбрать лучшее предложение — от бюджетного трехколесного подарка шустрому тоддлеру до представительного и экологичного транспорта класса люкс.