В течение рабочего дня мы испытываем целый спектр чувств и эмоций: стресс от требующей срочного решения задачи, всплеск адреналина после выигранного тендера, раздражение после спора с коллегой, негодование после прочитанного поста в Facebook. В каждой из этих ситуаций проявляется наш эмоциональный интеллект (EQ) — способность анализировать свои и чужие эмоции.
Представьте, что впереди рабочий день. Перед вами 10 простых вопросов, которые помогут определить свои сильные и слабые стороны, чтобы научиться их развивать. Результаты теста, который мы подготовили совместно с Beeline Business Lab, можно применять не только в личной жизни, но и в бизнесе.
Стресс, всплеск адреналина, раздражение, любопытство — ежедневно мы испытываем целый спектр чувств. В каждой ситуации проявляется эмоциональный интеллект (EQ) — способность анализировать свои и чужие эмоции. Представьте, что впереди рабочий день. Перед вами 10 простых вопросов, которые помогут определить свои сильные и слабые стороны. Результаты теста, который мы подготовили вместе с Beeline Business Lab, можно применять не только в личной жизни, но и в бизнесе.
Утро не задалось: залили рабочий стол кофе, узнали о незапланированном зум-колле — пришлось двигать собственный тайминг, а еще полчаса разбирались со службой поддержки по поводу заказа. Насколько быстро, открыв лэптоп и принявшись за работу, вы выдохнете и сможете забыть о неприятностях?
Собеседник в переписке соглашается с вами, но пишет «ДА» (капслоком) или «да, хорошо.» (с точкой в конце фразы). Раздражён ли он?
Во время мозгового штурма вы предлагаете оригинальное решение проблемы, но ваш коллега, у которого с вами напряжённые отношения, не согласен. Сможете ли выслушать его позицию?
Коллега сообщает в чате свежую сплетню об общем знакомом. Найдёте ли время обсудить новости, хотя к делу это не относится?
В середине дня, когда позади несколько конф-коллов, выясняется, что вечер, скорее всего, будет занят: придётся уделить внимание сразу двум проектам — и так уже неделю. Запасы сил на исходе. Как лучше справиться с этой нескончаемой лавиной?
В плане эмоций сегодня просто «американские горки»: вы мечетесь между хорошими и не очень хорошими новостями. Стоило узнать, что вы выиграли тендер, как внезапно с критикой выступил важный партнёр. Обед курьер привёз холодным, но это пустяки по сравнению с тем, что наконец-то нашёлся отличный кандидат на давно открытую вакансию. Насколько вы подвержены внезапным перепадам настроения?
Вы случайно узнаёте, что коллеги устроили обсуждение проекта полным составом, но почему-то без вас. Покажете ли вы обиду?
Внезапно ваш проект выиграл тендер, хотя соперники были намного опытнее и крупнее. Как часто вы испытываете ощущение, что это произошло случайно и вы не заслуживаете успеха?
Ещё пару дней назад вы обсуждали, как будете делать новый проект в паре с коллегой. Сегодня задача внезапно отменилась, а коллега долго не выходила на связь. Наконец вы созваниваетесь, чтобы прояснить ситуацию, но коллега делает вид, что не знает причины. Будете её подозревать?
У вас плохое настроение, но к вечеру всё-таки удалось освободиться и вместе с коллегами повеселиться. Как быстро переключаетесь на общую позитивную волну?
Вы — начинающий EQ-пользователь
Не вы управляете эмоциями, а они вами. Хорошая новость: в отличие от врожденных талантов, вроде голоса или способностей к математике, эмоциональный интеллект можно развить. И это умение как никогда пригодится во время, когда большинство неприятных задач уже (или будет) поручено машинам.
Вы — продвинутый EQ-пользователь
Вы обычно хорошо понимаете эмоции — как свои, так и чужие. Однако вам есть над чем работать. Например, всегда ли вы в состоянии отличить тревогу от злости, хватает ли вам сил не ввязываться в спор с коллегой, который вас провоцирует?
Вы — гуру в области EQ
Браво! Наверное, за спиной у вас говорят: «Он(а) видит людей насквозь». Вы умеете ставить себя на место других, соблюдаете эмоциональную гигиену. Окружающие ценят общение с вами, потому что вы всегда адекватны ситуации.
Карта эмпатии. Предпринимателю очень важно развивать эмпатию, чтобы чувствовать команду и клиентов. Но, понимая чувства и эмоции окружающих и представляя себя на их месте, нужно не просто оставаться в сопереживании, а найти выход из ситуации. В этом помогает карта эмпатии.
Проговаривание. Анализируйте свои эмоции и их причины в данный момент. Например, «я чувствую раздражение, потому что из-за шума плохо подготовился к конф-коллу». «Я ощущаю гордость, потому что мне удалось собрать классную команду». Не просто «я злюсь» или «я рад».
Три позиции восприятия. Важный аспект ЭИ — отделять личное отношение от происходящего. Распишите ситуацию по трем колонкам: со своей точки зрения, с позиции оппонента и как бы от лица бесстрастного наблюдателя со стороны.
Пять почему. Например, вы не получили контракт. Задайте себе вопрос: почему? Потому что «подали предложение в последний момент». Не останавливайтесь на первом ответе, идите до сути. А почему опоздали? Потому что занимались операционкой. А почему она отнимает столько времени? И примерно к пятому шагу найдется истинная причина.
Как побороть синдром самозванца. Многим, даже самым успешным бизнесменам, иногда кажется, что они этого не заслужили. Сядьте и запишите кратко: обороты своего бизнеса, какая команда работает у вас, какие клиенты к вам обращаются, каких наград удалось добиться. Ведь еще пять лет назад это наверняка казалось чем-то невероятным. Очень важно уметь останавливаться и подводить промежуточные итоги.’}, {p: ’Практика 10-10-10. Если что-то вас тяготит или вызывает гнев, задайте себе вопрос: как я отнесусь к этому через 10 дней? Через 10 месяцев? А через 10 лет? И все мимолетное отступит в масштабах времени.