Нужна готовая
команда «под ключ»
Вы запускаете проект, но на подбор команды нет времени и ресурсов.
По данным компании Research Me и сервиса VK Business, 82% предпринимателей говорят, что бизнес для них — это постоянное решение проблем. Например, каждый пятый бизнесмен сталкивается с трудностями при поиске специалистов. Для решения HR-задач компании находят оригинальные варианты и используют геймификацию. Например, платформа «Буду» и vc.ru провели онлайн-ивент для выпускников и работодателей в формате пиксельной игры. В игре участвовали 16 компаний и более 19 тыс. игроков, 2 тыс. из них откликнулись на вакансии.
Рассматриваем, с какими еще проблемами сталкивается бизнес в России, и вместе с экспертами платформы «Профессионалы 4.0», которую создала команда «Газпром нефти», предлагаем решения.
По данным компании Research Me и сервиса VK Business, 82% предпринимателей говорят, что бизнес для них — это постоянное решение проблем. Рассматриваем, с какими проблемами сталкивается бизнес в России, и вместе с экспертами платформы «Профессионалы 4.0», которую создала команда «Газпром нефти», предлагаем решения.
Перед вами 9 карточек — это «боли», с которыми ежедневно сталкиваются предприниматели в России. Они касаются работы с людьми, оптимизации бюджета и организации рабочих процессов.
Выберите до 5 «болей», с которыми вы когда-то столкнулись или сейчас переживаете их, — чтобы получить набор практических решений.
Вы запускаете проект, но на подбор команды нет времени и ресурсов.
Эйчару придётся потратить много времени, чтобы найти нужного профессионала на временный проект.
Смета готова, все ресурсы распределены, но по каким-то причинам расходы пришлось урезать.
Проект тормозит, сроки горят. Сейчас не помешает человек, который всё проконтролирует.
Найти их нужно как можно быстрее и с минимальными потерями.
На временный проект нужны работники как можно скорее. Взять сотрудника в штат или привлечь аутсорс?
Нужно определить проблему, придумать решение и максимально быстро и дёшево его проверить. Но это почти невозможно.
На стадии разработки прототипа хватило внутренних ресурсов компании, но сейчас нужны дополнительные люди.
Не получится выполнить показатели, если участники проекта понимают их нечётко.
Вы запускаете проект, но на подбор команды нет времени и ресурсов.
Хантинговые агентства облегчат задачу. Они берут на себя обязанности по поиску и отбору кандидатов, а затем дают на выбор 3—5 сотрудников, которые вам, вероятно, подойдут. Однако этот процесс может занять месяцы и не совсем подходит для задач с пометкой 'asap.
Готовую команду можно найти с помощью специальных сервисов (например Team Finding) или на хакатонах (например HackDay). Всё ещё работают методы «сарафанного радио», поиска профи внутри индустрии и хантинга сотрудников из других компаний — но собрать команду подобным образом будет непросто.
Ольга Музалева, руководитель проектов по управлению работой гибких команд на платформе «Профессионалы 4.0»
«У крупных рекрутинговых ресурсов есть проблема в огромном количестве откликов, которые нужно обработать. “П4.0” решают её меньшей, но более качественной выборкой кандидатов: на проект могут откликнуться всего десять специалистов, но все они будут подходить. В проектной работе soft skills очень важны, потому что выполнение проекта зависит от того, насколько хорошо команда сплотилась. Сейчас нет простого и понятного инструмента, который помог бы определить soft skills (гибкие навыки) специалиста, но корпорации и стартапы его активно ищут.»
«Профессионалы 4.0» пока один из немногих сервисов в России, который позволяет привлекать готовые команды талантов в бизнес-проекты, а не искать исполнителей по отдельности, — и это значительно экономит время и ресурсы компании. Под проект собирается гибкая команда от одного до десяти человек под руководством лидера, где участники могут сами распределять роли. Первых кандидатов можно найти на платформе уже через 2—4 дня после начала отбора. Если проект нетривиальный, привлекается трекер — человек, который помогает сфокусироваться на задачах и довести работу до результата.
Эйчару придётся потратить много времени, чтобы найти нужного профессионала на временный проект.
Бизнесу всегда нужны хорошие специалисты. Большие компании воспитывают сотрудников сами, развивая корпоративную культуру и улучшая HR-бренд. Если на это нет времени, а сотрудник с редкими навыками нужен сейчас, помогут хантинговые агентства или executive search (позволяет привлекать кандидатов на топовые и редкие позиции). Есть одно но: у заказчика они единоразово забирают от 15% до 25% от годового дохода привлечённого сотрудника, в случае с топ-персоналом цена будет выше.
Поиск талантов сильно упрощается с помощью «Профессионалов 4.0»: платформа избавляет компанию от бюрократии, связанной с привлечением сотрудников, и значительно экономит время и деньги. Привлечение спеца обойдется на 50% дешевле и быстрее, чем самостоятельный поиск сотрудника.
Наталия Наумова, руководитель проектами по управлению конкурсами на «Профессионалах 4.0»
«Услуги кадровых агентств хороши в том случае, если привлеченный сотрудник — инвестиция в бизнес. Если же человек нужен временно для change-проекта (решает сложную проблему прямо сейчас), платформа поможет найти нужных специалистов. В базе талантов “Профессионалов 4.0” более 15 тыс. человек с опытом и компетенциями, с помощью которых можно решить любую задачу заказчика»
Смета готова, все ресурсы распределены, но по каким-то причинам расходы пришлось урезать.
Ольга Музалева, руководитель проектов по управлению работой гибких команд на платформе «Профессионалы 4.0»
«Работа с сокращением бюджета — норма, если речь идет о сложных задачах и невозможно рассчитать объем необходимых ресурсов заранее. Эти сложности являются точками неопределённости в проекте и маркёром того, что бизнес нуждается в гибкой команде».
Тестировать проекты на ранних стадиях своими силами или силами подрядчиков обходится очень дорого, но этот этап необходим, чтобы снизить возможные риски. В ситуации ограниченного бюджета и неочевидного результата команду можно дополнить несколькими внештатными кросс-функциональными специалистами за небольшие деньги. Это эффективнее и быстрее, чем решать задачу собственными силами. Судя по последним ста проектам платформы «Профессионалы 4.0», привлечение фрилансера обходится компании на 37% дешевле по сравнению с привлечением штатных сотрудников, и на 78% дешевле, чем при работе с подрядчиками.
Николай Долгов, директор по развитию «Профессионалов 4.0»
«Есть две точки, в которых платформа поможет сократить издержки: PnL (Profit and Loss, показатель прибыли и убытков) и Time to Market (время от разработки идеи до реализации). Платформа позволяет собирать проекты дешевле, так как нет посредников, и быстрее, потому что средний срок подбора команды — 2 недели».
Проект тормозит, сроки горят. Сейчас не помешает человек, который всё проконтролирует.
Погоня за плановыми показателями, переработки и отсутствие work-life balance могут привести к эмоциональному выгоранию сотрудника. Согласно свежему исследованию компании Emplify, 62% сотрудников страдают от выгорания на рабочем месте. Многие специалисты занимаются операционной деятельностью, но часто им не хватает проектов, соответствующих их собственным целям. Проектная деятельность мотивирует сильнее, чем операционная, потому что спецы собираются ради конкретного результата, который совпадает с их ожиданиями.
Наталья Кондратюк, руководитель проектов по управлению партнерствами на платформе «Профессионалы 4.0»
«Люди, приходящие на короткие проекты, больше мотивированы на результат, чем штатные сотрудники».
Чтобы эффективно использовать ресурсы фрилансеров, «Профессионалы 4.0» предоставляют трекера — человека, который фокусирует команду на результат и следит за выполнением задач. По функционалу он напоминает командного коуча и в первую очередь сосредоточен на взаимодействии всех участников проекта.
Найти их нужно как можно быстрее и с минимальными потерями.
Некоторые запускают таргетированную рекламу в социальных сетях или ищут на биржах фриланса, если речь идет об удаленной работе. Можно подключить профессиональные связи и попросить коллег и знакомых сделать несколько постов с вакансиями.
«Профессионалы 4.0» помогают работать в трёх направлениях: привлечение отдельного специалиста, подбор рабочей группы и гибкой команды. Гибкая команда — особенность платформы, которой нет у других сервисов. У бизнеса могут быть разные задачи, поэтому на старте каждого проекта бриф-менеджеры «Профессионалов 4.0» помогают определиться с целевым образом результата. Они получают вводные от лидера проекта, структурируют информацию и ставят задачи специалистам.
Наталия Наумова, руководитель проектами по управлению конкурсами на «Профессионалах 4.0»
«Команда понадобится в случае, если для решения задач нет технологий и схожих практик на рынке, а значит, нужны смежные компетенции, на стыке которых появляется новый инструментарий. Специалисты с кросс-компетенциями умеют адаптироваться к новым условиям и способны быстро искать новые инструменты и подходы для решения задач»
На временный проект нужны работники как можно скорее. Взять сотрудника в штат или привлечь аутсорс?
Наталья Кондратюк, руководитель проектов по управлению партнерствами на платформе «Профессионалы 4.0»
«В работе с подрядчиками большая часть сделок проходит через тендеры. В этом случае риски по выполнению задач снижены: компания-подрядчик обычно дорожит своей репутацией, поэтому часто готова делать больше, отчасти из-за финансовой мотивации. Но тендерные процедуры — это долго, сложно и снижает скорость запуска проектов».
Поэтому всё больше компаний привлекает к работе фрилансеров на договор ГПХ. Консультанты из консалтинговой компании PwC советуют компаниям уже сейчас готовить и оптимизировать инфраструктуру для работы со спецами на договорах ГПХ и знакомить сотрудников с особенностями работы в гибких командах. Бизнесу нужно проактивно корректировать свою HR-стратегию и включать в неё гибкие операционные модели: фриланс, профессиональный аутсорсинг (использование внешних ресурсов для решения задач бизнеса) и краудсорсинг (привлечение к работе добровольцев).
«Профессионалы 4.0» помогают быстро найти нужного человека, который готов к проектной работе. У платформы гораздо шире доступ к базе талантов, чем у компаний-подрядчиков. Оформляя фрилансера, бизнес снижает издержки и оптимизирует рабочие расходы. «П 4.0» избавляют компанию от лишнего документооборота и траты времени на самостоятельный поиск спецов. Вы заключаете договор только с платформой, а договоренности с профессионалами и расчёты с ними платформа берет на себя. В результате компании не только становятся более гибкими, но и получают доступ к редкой экспертизе, сокращают издержки и, возможно, создают собственные платформам с новыми денежными потоками.
Нужно определить проблему, придумать решение и максимально быстро и дёшево его проверить. Но это почти невозможно.
Разработка MVP состоит из четырёх этапов: think it (обдумай), build it (построй), ship it (распространи) и tweak it (настрой). Данный подход позволяет снижать риски и грамотно распределять бюджет на разработку. В среднем разработка занимает 3 месяца с учётом того, что уже есть команда. Автор концепции предпринимательства Lean Startup Эрик Рис советует на начальном этапе разработки рационально сократить функциональность продукта в восемь раз — процесс ускорится, а бюджет не будет потрачен на фичи, которые могут не пригодиться пользователю. Когда команда получит фидбэк аудитории, станет ясно, какие функции нужно добавить на новом этапе разработки.
Для разработки MVP можно нанять компанию, которая специализируется на кастдеве (получение инсайтов от пользователей, чтобы с их помощью проверить идею или продукт на начальных этапах), или усилить свою команду людьми извне. С проверкой гипотез и быстрой разработкой MVP лучше всего работают гибкие команды, где есть люди с разным отраслевым и профессиональным бэкграундом.
Николай Долгов, директор по развитию «П 4.0»
«Команды с привлечением фрилансеров имеют дополнительные преимущества при проектной работе. Они могут иначе посмотреть на проблему, в отличие от штатных сотрудников, и предложить неочевидные варианты и способы выполнения задач».
Привлечение кросс-функциональных специалистов с «П 4.0» позволяет запустить проект на 23% быстрее, чем при привлечении человека в штат, и на 28% быстрее, чем при работе с подрядчиками. Платформа собирает гибкие команды, которые подходят для change-проектов. Они меняют процессы в компании и добавляют новый функционал, что соответствует задачам по разработке MVP.
На стадии разработки прототипа хватило внутренних ресурсов компании, но сейчас нужны дополнительные люди.
Упаковка идеи, которую можно представить инвесторам или запустить на рынок, — творческая задача. Просто что-то придумать не получится — нужен определённый подход. Существуют креативные методологии для решения подобных задач. Среди самых популярных выделяют четыре методологии: ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, улучшает технические системы и устраняет противоречия; латеральное мышление позволяет придумывать большое количество абстрактных идей; дизайн-мышление фокусируется на эмпатии; CRAFT-методология помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия.
С упаковкой идеи может помочь консалтинговая компания или привлечённые фрилансеры в гибкой команде.
Ольга Музалева, руководитель проектов по управлению работой гибких команд на «Профессионалах 4.0»
«Самый большой недостаток консалтинга в том, что вся работа происходит вне компании и заказчик получает несколько финальных вариантов на выбор. В свою очередь, команда “проживает” сложности, с которыми сталкивается бизнес. Ценность консалтинга в быстром получении готового решения —
гибкие команды дают персонализированный результат. В случае с “Профессионалами 4.0” лидер проекта не выбирает из готовых вариантов, а сам участвует в процессе решения задачи и создании результата».
Гибкие команды «Профессионалов 4.0» используют проблемный подход в коммуникации, который заранее предупреждает возможные риски. Перед началом работы платформа организует встречу, на которой определяются задачи и специалисты, которые помогут решить эту задачу. При подборе команды платформа ориентируется на рейтинг кандидата, который он получил на предыдущих проектах, а финансовый расчет с участниками происходит только после того, как заказчик примет проект, — это дает специалисту дополнительную мотивацию, чтобы делать свою работу качественно.
Не получится выполнить показатели, если участники проекта понимают их нечетко.
Есть несколько полезных техник, которые помогут определить цели и риски проекта. Техника SMART — система постановки целей, основанная на пяти принципах: конкретность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени. Она помогает спрогнозировать среднесрочные и краткосрочные цели. С помощью SWOT-анализа можно выявить слабые и сильные стороны бизнеса, а также оценить факторы, влияющие на развитие компании. Если работа связана с проектной деятельностью, стоит также обратить внимание на универсальную практику проектной работы — Agile. Она подразумевает подход к планированию, который поможет преодолеть в том числе расплывчатые цели и отсутствие прогресса. Если использовать эти практики вместе, они помогут расставить приоритеты и подходить к постановке задач более осознанно.
В «Профессионалах 4.0» каждый проект работает под управлением трекера — компетентного специалиста, который помогает организовать работу спецов и довести проект до нужного результата. Трекер следит за промежуточными результатами, напоминает о сроках, предлагает инструменты для работы и фокусирует команду на главном.