Спецпроекты • 29 марта 2021

Бизнес-клубы за одним столом. Как деловые сообщества начали дружить между собой и встали под парус

Спецпроекты • 29 марта 2021

Бизнес-клубы за одним столом. Как деловые сообщества начали дружить между собой и встали под парус

Автор: Олеся Кравцова

Фотограф: Арсений Несходимов


Сегодня рынок бизнес-клубов в России развивается, формулируя новый запрос на межклубное общение. Сформированные по своим принципам, сообщества тем не менее интересны друг другу. Амбициозную задачу объединять и сотрудничать уже поставил Московской Столичный клуб (МСК). Он предлагает не только свою резиденцию в «Центральном доме литераторов» как площадку для деловых клубов, но и создает цифровую клубную экосистему — мобильное приложение, внутри которого клубы могут создавать онлайн-активности и взаимодействовать между собой.

Основатели и партнёры крупных деловых клубов России — Рубен Варданян, Борис Болтянский, Максим Петрюк и Михаил Воронин — о том, что общего у бизнеса и парусного спорта, почему важно создавать новые сообщества и как они влияют на деловой климат страны и успех предпринимателей.

«Я придумал себе новую должность — chief connector, главный по объединению»: Рубен Варданян о том, почему важно создавать новые сообщества

Рубен Варданян — один из самых публичных и открытых представителей делового сообщества в России. Уже 30 лет он берется за проекты, объединяющие людей из разных сфер и с разным бэкграундом, и выступает катализатором социально-экономических изменений. Бизнес-школа «Сколково», международная школа UWC Dilijan, стипендиальная программа «Выше мечты», программы развития туризма и территорий, а также сохранения культурного и духовного наследия в Армении и за её пределами, Гуманитарная инициатива «Аврора», Фонд науки и технологий Армении (FAST), проекты, связанные с развитием традиций преемственности и наследия, профессионализацией благотворительности, такие как Phoenix Advisors и Philin Philgood, экспериментальное пространство Noôdome и бизнес-клуб «Атланты» — вот некоторые из проектов, которые он делает вместе с партнерами. Его международный опыт и широкие взгляды помогают развивать бизнес-клубы в России.

Вы относитесь к первому поколению предпринимателей в России. Как тогда обстояли дела с бизнес-клубами?

В 90-е уже существовали деловые клубы наравне с банями — популярным среди российских бизнесменов и политиков форматом досуга для решения вопросов. Например, клуб Березовского «ЛогоВАЗ» был одним из самых желанных мест, куда стремились попасть. Или «Монолит». И еще много других. Но все они в основном были закрытыми, лоббистскими, связанными с государством, и участвовали в формировании элит.

В отечественной инвестиционно-банковской индустрии (Варданян — бывший руководитель и основной партнер инвестиционной компании «Тройка Диалог» с 1992 по 2012 год) все сделки делались тогда на честном слове. Если кто-то не выполнил своих обязательств, отказался от устной сделки, с ним больше не имели дел. Поэтому можно сказать, что у нас образовался свой «клуб» вокруг фондовой биржи RTS и НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка). Пытались воссоздать и английские клубы. Однако их культура не была естественной для только что распавшегося Советского Союза. Все только начиналось. Нужно было созреть и вырасти.

Сегодня клубы стали демократичнее?

Они стали просто разнообразнее. В 2000-е появилось больше людей в бизнесе. Стало легче работать. Начали открываться клубы по интересам, например связанные с технологическим бизнесом, стартапами и ориентированные на людей, а не только на государство. Я тогда привлек в нашу страну YPO (Young Presidents’ Organization), международный клуб для малого и среднего бизнеса, открыв его отделение в России.

Бизнес-клубы влияют на саму культуру бизнеса в России?

Пока бизнес-клубы в России еще малочисленны. Их культура только начинает формироваться, но эти идеи становятся все популярней. Что такое бизнес-клуб? Его понятие сильно размылось. Это место, где обсуждают сделки, презентуют проекты потенциальным инвесторам и партнерам? В наше сообщество Noôdome помимо бизнесменов входят архитекторы, художники, философы, инженеры. Это бизнес-клуб? Что это или кто это? Я уверен, что кто важнее, чем что, что важнее, чем как, и как важнее, чем где. У всех у нас разные подходы, но кто эти люди в твоем сообществе — это самое важное. Я инвестирую в сообщества. Они по-другому формируются, внутри них иначе принимаются решения, выстраивается коммуникация. Не просто собрались и поговорили — это сложный организм, не до конца еще изученный.

Noôdome — новый проект Рубена Варданяна и его жены Вероники Зонабенд. Экспериментальное пространство расположено в бизнес-центре «Романов Двор» и позиционирует себя как платформу для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий.

Почему вы решили присоединиться к бизнес-клубу «Атланты»?

У «Атлантов» есть четкое позиционирование: это российский средний бизнес, это формат форум-групп, о котором я знаю по YPO, это Михаил Воронин, чью инициативу я хотел поддержать.

Вы много учились в разных международных бизнес-школах и стали инициатором создания бизнес-школы «Сколково». По-вашему, образование в любом формате — это важная часть деятельности клуба?

Мне кажется, это одна из ключевых вещей. В клуб приходят, чтобы выстроить новые отношения, понять, кто ты, и получить новые знания.

Собственный опыт членства в международных клубах влияет на понимание, как развивать бизнес-клубы в России?

Попасть в клуб за рубежом — значит, быть допущенным к истеблишменту. По своему формату они тоже разные. Есть такие, где нельзя бумагу и ручку с собой брать и делать записи, только общение. Есть, наоборот, такие, где можно делать питчинги, какие-то деловые предложения. Нужно брать лучший международный опыт, не изобретая велосипед.

Можно сказать, что вы постоянно создаете сообщества?

Да, у меня есть четкое понимание, что в XXI веке самое главное — человек. Что важно для человека? Образование, здоровье, смысл жизни, ценности, наследие, преемственность и устойчивое развитие. Я даже придумал себе новую должность — chief connector, главный по объединению. Я верю, что все проекты, связанные с sharing economy, co-living, co-working, будут становиться не просто направлениями бизнеса, а образом жизни.

Сетевая система, как в фейсбуке, где у тебя бесконечное количество «друзей», не всех из которых ты знаешь, постепенно перетечет и в офлайн. Поэтому важными становятся доверие и личное знакомство.

Я большой апологет сообществ, которые будут играть огромную роль в XXI веке. Институты, конечно, останутся. Но посмотрите, как президента США, одной из мощнейших мировых держав, отключили от твиттера. Новая реальность — это сетевые отношения.

Почему человеку важно быть частью сообщества?

Одна из причин — чувство одиночества. Раньше люди опирались на семью — но ее роль постепенно уменьшается, — или религию, или партию, или корпорацию. На те институты, которые давали опору и ощущение, что ты не один. Сейчас это стало большой проблемой. Уровень тревожности и неопределенности будущего сильно вырос. Спрос на сообщества будет расти в геометрической прогрессии. Они становятся важным элементом не только для предпринимателей, но и для всех, кто не понимает, что им делать дальше, чему учиться, чему учить своих детей.

«Важно победить, не потеряв уважение соперников»: Борис Болтянский о том, что общего у бизнеса и парусного спорта

Борис Болтянский, CEO портала Pravo.ru, основатель «Делового яхт-клуба» и организатор бизнес-регат. Совместно с МСК и Roscongress Sport Club проводит первый Чемпионат бизнес-клубов по парусному спорту.

Как вы основали «Деловой яхт-клуб»?

История клуба связана с моим личным увлечением парусом. Российские бизнес-регаты мы начали проводить более 15 лет назад при поддержке медиахолдинга РБК. Это был первый проект в нашей стране, в котором парусный спорт выступал как площадка для общения деловой аудитории. Благодаря этому опыту, я понял, что регата — замечательный механизм нетворкинга. Парусный спорт, несомненно, премиален, но в то же время демократичен: в море все равны. Мы делали недельные международные регаты в летний сезон в Средиземноморье, в зимний — на Карибах. Постепенно вокруг ежегодных регат сформировалось сообщество.

То есть он практически самоорганизовался?

Да. Мы не планировали превращаться в бизнес-клуб, но комьюнити вышло за пределы паруса и стало жить своей жизнью. Участники знакомились, создавали совместные проекты, инвестировали друг в друга. Многие стали дружить семьями. В итоге мы пришли к формату полноценного сообщества. «Деловой яхт-клуб» — сообщество людей, увлеченных парусом. Людей одного уровня. Людей интересных не только в рамках спорта, но и в жизни и в бизнесе.

Парус многогранен, каждый находит в нем что-то свое: будь то путешествия под парусами в мировых акваториях, короткие азартные дневные гонки или многодневный челлендж офшорных регат. Парус и бизнес в метафорическом смысле идут рука об руку. Многие транснациональные бренды используют его для своего позиционирования. А собственники и CEO крупных компаний собирают команды и лично участвуют в гонках. Например, 33-ю регату на кубок Америки выиграла команда BMW Oracle, созданная Ларри Эллисоном, основателем крупнейшей технологической корпорации Oracle.

У парусного спорта есть большое преимущество: легко сделать первый шаг. У наших регат долгие годы был неформальный слоган «Опыт не требуется». Не нужно иметь даже физическую подготовку. Каждый найдет свое место. Это командный вид спорта: на борту много ролей, и опытный капитан умеет их распределять.

Что дает победа в гонке?

Чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Я знаю, что для участников наши кубки и медали очень ценны. Парусной спорт интересен еще тем, что эволюцию развития можно ощутить в течение одной регаты. От первого к последнему дню люди видят, как их техника управления яхтой улучшается и приводит команду к победе. Эмоционально это очень классная штука.

Еще в парусном спорте есть максима: важно не просто победить, а победить, не потеряв уважение соперников. Мне кажется, сегодня этот принцип начинает пронизывать и российский бизнес.

Как пришла идея провести Чемпионат бизнес-клубов по парусному спорту?

К этому нас подтолкнуло знакомство с сообществом «Московского Столичного клуба» и его внутренним двигателем — вице-президентом МСК Максимом Петрюком. Ценности наших сообществ во многом совпадают, поэтому мы решили проводить совместные регаты для членов наших клуба. Затем к нам присоединился партнер МСК, Roscongress Sport Club, у нас сложилась крепкая межклубная конструкция. Мы можем проводить регаты в любой точке мира, встречаться в клубной гостиной ЦДЛ и принимать участие в мероприятиях «Росконгресса». Преимущества межклубного общения подтолкнули к идее объединить и другие клубы на такой позитивной и нейтральной площадке, как парусный спорт. Нас поддержали. Потребность в межклубном общении существует, и спорт — «зеленая зона», в которой клубы готовы встречаться. В первом Чемпионате по парусному спорту будет уже 10 клубов-участников. Первый этап пройдет в Сочи уже в апреле, второй — в июне в Санкт-Петербурге в рамках ПМЭФ, а третий — в сентябре в Абрау-Дюрсо, на горном озере.

Первый этап парусного Чемпионата пройдет 23-25 апреля в Сочи — организаторы зовут участвовать деловые клубы Москвы. Любительский яхтинг — это доступная каждому позитивная платформа для нетворкинга, с близкими деловым сообществам ценностями, считают организаторы.

В планах расширение линейки спортивных межклубных событий: например, проведение шахматных турниров среди деловых сообществ. Кубок МСК-Росконгресс по шахматам состоится 15 апреля — к участию приглашаются деловые клубы Москвы.

На ваш взгляд, что остается внутри клуба, а что выносится на межклубное общение?

Я бы не разграничивал эти коммуникации. Знаю людей, состоящих в разных по формату клубах. В одних клубах акцент ставится на совместном росте и личностном развитии с помощью созданной доверительный среды. Другие формируются вокруг спорта. Связь в Roscongress основана на крупных деловых форумах, а в SKOLKOVO ALUMNI — на дипломе выпускника бизнес-школы «Сколково». Все разные, поэтому сильных противоречий в членстве в нескольких клубах нет. Мы предлагаем классное мероприятие, где каждый может поделиться своими ценностями, расширить круг общения и перенять ценности других сообществ.

Влияет ли создание разных клубов на культуру бизнеса в России?

Клубная модель формирует институт репутации. В них остаются те, кто готов синхронизироваться с ценностями этичного, открытого и честного ведения бизнеса.

Люди бизнеса все больше думают о самореализации в общественных проектах. Расцвет бизнес-клубов отчасти следствие этих изменений. Мне симпатична ценностная система МСК, которая основана на потребности в расширении связей, интеллектуальной жизни, семейном благополучии.

«Бизнес-клуб — это инструмент, который эффективно оптимизирует время»: Максим Петрюк о концепции времени внутри клубной жизни

Максим Петрюк — предприниматель, вице-президент «Московского Столичного клуба». Сейчас он активно занимается также построением внешней коммуникации МСК с другими клубами.

Каковы ценности вашего клуба?

У человека, добившегося в жизни успеха, самая дорогая и невосполнимая ценность — это время. Много работы, но при этом нужно уделять время семье, своим увлечениям, саморазвиваться, отдыхать. Как максимально сэкономить время? Постараться это все совмещать.

Бизнес-клуб — это инструмент, который эффективно оптимизирует время. На этой площадке можно решать деловые вопросы и заводить полезные знакомства, проводить досуг, время с семьей, заниматься спортом. На этом мы и строим свой клуб. Например, два раза в неделю играем в футбол, шахматы, вместе плаваем. Даже пробежали свой первый марафон.

Что дает межклубная коммуникация?

Прежде всего возможность делиться опытом и ценностями с другими. Например, заинтересовались мы парусным спортом. Чтобы грамотно организовать регату, получается, нужно потратить 15 лет жизни? Зачем? Межклубное общение также помогает не только расширить свои границы, но и экономить время.

В каком формате вы сотрудничаете с другими клубами?

Мы проводим совместные мероприятия на нашей площадке в ЦДЛ — например с Roscongress Sport Club и «Деловым яхт-клубом» — и готовы предоставлять ее другим. Мы разработали закрытое приложение клуба, где есть и чаты, и календарь мероприятий, и объявления. И готовы аудитории наших партнеров предоставить доступ к приложению. Цифровая площадка может стать мостиком, где некоторый функционал будет открытым для всех клубов.

«Все правильные клубы созданы с одной идеей — развитие предпринимательства»: Михаил Воронин о силе доверия для предпринимателя

Михаил Воронин, создатель и идейный вдохновитель бизнес-клуба «Атланты». Часто выступает на разных площадках, где рассказывает, что такое быть предпринимателем. Для Михаила бизнес — это не только про масштаб и финансовые показатели, а во многом про личностный рост, развитие, доверие.

Есть ли специфика у российских бизнес-клубов?

Начну издалека, Как я вообще решил открыть клуб. Я как-то парковался у дома, и ко мне подошел дедушка, назвав казнокрадом. Я спросил: «Почему?» Он ответил, что на такую машину нельзя заработать честным путем. В этом, мне кажется, отношение российского общества к предпринимателям. Я хотел это изменить, потому что предприниматели — созидатели, часто идущие против течения. Это лучшие люди земли, меняющие мир к лучшему. Быть предпринимателем не равно иметь ИП или ООО. Архитектор, преподаватель, врач тоже могут быть предпринимателями. Для меня этот статус определяется стремлением и способностью созидать. Я был на бизнес-форуме в Финляндии и увидел, что происходит, когда 5 тыс. предпринимателей собираются в одном пространстве. В 2016 году мы решили провести в России бизнес-форум — «Атланты», — на который приехали 3 тыс. человек из разных городов России. Позже из него вырос бизнес-клуб, который сегодня является местом силы, поддерживающим предпринимателей.

Как любит рассказывать Рубен, раньше все вопросы решались в банях, а сейчас — в клубах. Формат, который исповедуем мы, форум-группы (формат групповой работы на 6–10 равных по статусу человек, которые встречаются каждый месяц на 4 часа и обсуждают прошедший месяц в формате бизнес — семья — личное) — про глубину, открытость и доверие, про риск открыться. Возможно, он не всем подходит в России.

Каким вы видите сотрудничество с другими клубами?

Ребята из бизнес-клуба Equium пришли к нам и предложили дружить. И мы сделали первую встречу, пригласив еще российские отделения международных клубов YPO, EO (Entrepreneurs’ Organization). Встречались как онлайн, так и офлайн. Сейчас вместе играем в разные спортивные игры. На лето придумали совместный проект — роуд-шоу по городам России для популяризации предпринимательства. Обсуждаем идею семейного форума для бизнесменов.

Наша задача в совместном сотрудничестве — расширение понятия бизнес-клуб. Искренне верим, что это крутой инструмент для поддержки предпринимательства, и хотим, чтобы об этом узнало больше людей. Через 2–3 года половина всех успешных, умных предпринимателей будут состоять в бизнес-клубах. Все правильные клубы созданы с одной идеей — развитие предпринимательства. Мы хотим, чтобы предпринимателей в России становилось больше. Тогда будет больше новых проектов, прорывных идей, новых рабочих мест — и мир станет немного лучше.