26 мая 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
«Оформить кредит или страховку будет не сложнее, чем купить одежду на маркетплейсе»: директор «Сравни.ру» — о революции на финансовом рынке России
14 мая 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
Вот уже несколько лет реальные доходы россиян стабильно сокращаются. По сравнению с 2013 годом они ниже более чем на 10%. Экономия становится одной из главных стратегий финансового поведения. Генеральный директор «Сравни.ру» Сергей Леонидов рассказал Inc., как изменился финансовый рынок из-за пандемии и как маркетплейсы помогают россиянам.
Как пандемия повлияла на финансовый рынок
2020 год стал революционным для развития финтеха в России. Во-первых, потребители стали ещё активнее пользоваться финансовыми услугами онлайн. Скажем, в апреле мы заметили небывалый рост онлайн-продаж ОСАГО — ведь люди не могли встречаться со своими страховыми агентами лично. При этом спустя год тенденция все еще сохраняется: мы стали продавать на 30% больше страховых продуктов, притом что один из самых популярных их видов — страховки для путешественников вообще не пользовались спросом.
Во-вторых, произошёл большой рост спроса на ипотечные продукты — благодаря правительственной программе с льготными условиями. Банки начали пробовать проводить ипотечные сделки онлайн, выдача кредитов также сместилась в интернет.
Рост кредитов повлёк за собой увеличение спроса на соответствующие страховки.
В-третьих, в России наконец-то приняли закон о финансовом маркетплейсе, который произведёт революцию на финансовом рынке.
Вопреки заблуждению о финансовом консерватизме россиян, по статистике, 60% населения страны используют от двух до четырёх карт разных банков одновременно.
Многие просто стараются не хранить на одном счету больше застрахованных государством 1,4 млн рублей. Но чаще сама экономическая ситуация подталкивает россиян к тому, чтобы искать наиболее выгодные финансовые продукты. И закон о финансовом маркетплейсе готов им в этом помочь.
Чем помогает маркетплейс
Почему финансовый маркетплейс — значимый продукт для финансового рынка, объяснить довольно просто.
Предположим, вам нужно открыть сберегательный счет. Чтобы оформить его, раньше нужно было зайти на сайты нескольких банков, сравнить условия, выбрать подходящее предложение и подать заявку. Если вы не были клиентом этого банка, приходилось идти в офис и оформлять все очно, затем — встречать курьера, переводить деньги и платить комиссию. Если речь не о дебетовом счете, а о кредите, всё ещё сложнее.
При этом нужно понимать, что с учётом региональной специфики (городов-миллионников в стране всё-таки не так много), чтобы взять кредит, среднестатистический россиянин всегда шёл в отделение ближайшего банка, где выбора по условиям у него почти не было. И если там ему отказали — шёл в следующий, тот, что находится ещё дальше от его местожительства и предлагает менее выгодные условия.
Чтобы облегчить пользователю жизнь, «Сравни.ру» запустил сервис «Подбор кредита». Он позволяет в онлайн-режиме выбирать наиболее выгодные условия исходя из личной кредитной истории пользователя. Речь не о рекламной ставке «от 9%», а о персонифицированном предложении, составленном с учётом возможностей конкретного клиента, — с высокой долей вероятности такая процедура закончится именно одобрением. Но до лета 2020 года даже после выбора нужной программы онлайн человек всё равно был вынужден идти в банк и общаться с его представителями напрямую.
Теперь же, благодаря закону о финансовых маркетплейсах, выбирать вклады, кредитные программы, ипотеки, страховки и другие финансовые продукты разных компаний и банков можно на одной онлайн-платформе. Как если бы вы покупали одежду, технику и игрушки на обычном маркетплейсе.
Сейчас «Сравни.ру» получает лицензию кредитного маркетплейса в Центральном банке (мы ждём одобрения к осени 2021 года), и после этого процесс получения кредита упростится в разы. Человек будет заходить на «Сравни.ру», подавать заявку, к нему приедет наш курьер (в любой город России, не только крупный) и идентифицирует его. После этого на карту можно будет получать кредит. Карта будет единой для всех продуктов, оформленных через «Сравни.ру». Даже если клиент захочет взять кредит у другого банка, менять карту не придётся, встречаться с сотрудниками банков или даже представителями «Сравни.ру» — тоже.
Закон о финансовых маркетплейсах сильно расширит возможности локальных региональных банков, которые сейчас не могут состязаться с конкурентами из топ-20 — из-за отсутствия бюджета на маркетинг и открытие новых отделений. Благодаря маркетплейсу они станут гораздо конкурентоспособнее.
Для жителей малых городов спектр возможностей тоже сильно расширится — они смогут выбирать не из условных двух банков, до которых есть физическая возможность доехать, а из нескольких десятков. При этом маркетплейс решит проблему и жителей крупных городов — сэкономит их время.
Как «Сравни.ру» помогает россиянам экономить
Главная задача «Сравни.ру» — помочь выбрать максимально выгодный финансовый продукт. Наш сервис начинался с продажи страховок. Сегодня мы занимаемся 40% рынка по продаже ОСАГО. Пользователи идут к нам, потому что стоимость страховки у разных компаний может отличаться на 10–20%. Помимо этого кроме цены мы подсказываем, как страховщик работает с клиентами и урегулирует убытки. Это можно узнать на нашем клиентском рейтинге. По такому же принципу мы помогаем с выбором полисов каско, туристических страховок, дебетовых и кредитных карт и вкладов.
Один из самых популярных продуктов «Сравни.ру» прямо сейчас — сервис кредитного рейтинга. Например, в США арендодатели смотрят на рейтинг и понимают, стоит ли брать со съемщика депозит; от рейтинга также зависят проценты по ставкам. В России всё движется в том же направлении.
Интересно, что когда мы только запустили его — это была пятница, — «Сравни.ру» входил в топ-100 сервисов AppStore. Но уже к понедельнику без каких бы то ни было усилий с нашей стороны мы поднялись на третье место. Объяснить популярность можно все теми же причинами: спрос на кредиты растёт, при этом лояльность банков — нет.
Люди часто не понимают причину отказа, ведь банки этого не объясняют. А наш сервис на основе данных кредитного бюро фактически показывает, каким банк видит того или иного клиента.
В 2020 году мы запустили несколько новых сервисов — и все они оказались довольно успешны.
Во-первых, страхование ипотеки. Обычно банк предлагает партнёрские страховые программы с аффилированными компаниями. Но мало кто знает, что соглашаться на них необязательно и можно купить страховку у любых компаний, а выгода составит до нескольких десятков тысяч рублей в год. Учитывая, что обновлять страховку нужно ежегодно, при ипотеке на 15 лет, например, можно сэкономить несколько сотен тысяч. Наш сервис помогает узнать, с какими страховыми сотрудничает банк, посчитать, сколько страховка будет стоить. И купить её прямо на нашем сайте.
Во-вторых, страхование от несчастных случаев. Этот продукт наиболее актуален для тех, кто является единственным кормильцем в семье. Мы показываем условия по страховым программам и помогаем определить, какая подойдёт конкретному человеку.
В-третьих, страхование спортсменов. В стандартные страховки спортивные хобби обычно не входят, и речь даже не про экстремальные их виды. Например, вы занимаетесь танцами, во время занятий подвернули ногу и не можете в понедельник пойти в офис — придётся брать больничный. Страховка предусматривает такой случай, вам гарантирована выплата.