Спецпроекты • Партнерский материал • 15 января 2025
Предпринимательство в 2025 году:
как поменяется господдержка

Текст: Анна Торговцева
Фото: Getty Images
В нацпроектах все как у людей: галочки напротив целей в этом году проставлены, наступает время для новых задач. В 2025 году на смену «Малому и среднему предпринимательству» приходит «Эффективная и конкурентная экономика». Этот проект нацелен не на количество, а на качество, не на увеличение числа компаний, а на их масштабирование и рост. «Инк.» изучил аналитический доклад «Предпринимательство: новая роль и компетенции в экономике России» и рассказывает, что это значит для МСП.
Предпринимательство и его поддержка остаются в числе приоритетов, но целевые показатели меняются. Предыдущий проект ставил своей целью увеличение занятых в МСП до 25 млн человек и добился ее: с июня 2024 года в секторе работают уже более 28 млн. Новым критерием успеха выступает рост доходов работников МСП: он должен быть в 1,2 раза быстрее, чем рост ВВП. Достигнуть этого показателя планируют к 2030 году, отмечают эксперты в аналитическом докладе «Предпринимательство: новая роль и компетенции в экономике России».
Новая реальность
Зачем нужно менять вектор развития? В России формируют новую экономическую модель — «экономику предложения». С ее помощью страна может достигнуть технологического суверенитета, развить приоритетные отрасли, расширить экспорт и повысить производительность труда. Вместе с тем изменится и глобальная роль предпринимательства: от источника рабочих мест к движущей силе развития новой экономики России.
Для этого МСП нужно больше ресурсов и компетенций. Вот почему поддержка сектора теперь будет направлена не на запуск собственного бизнеса, а на эволюцию небольших компаний.
А нам что с того?
Какими будут новые меры поддержки предпринимателей по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика» — вопрос пока открытый. Однако мы уже знаем, что часть существующих программ сохранится. Они активно способствовали развитию сектора и доказали свою эффективность. Представители бизнеса, например, выступают за сохранение программ «Корпорации МСП». По словам Юрия Шилова, генерального директора ООО «Ивановская текстильная компания», без них предпринимателям придется сложно.
По мнению опрошенных экспертов, среди важных инициатив — таргетированная поддержка МСП в приоритетных отраслях. Уход иностранных производителей с российского рынка привел к появлению ниш, где внутренний спрос может быть обеспечен в основном за счет собственного производства. Часть рыночных ниш уже заняли отечественные компании. Тем не менее остаются направления, в которых затруднено развитие бизнеса и достижение нужного объема производства без поддержки государства.
Без внимания не останется и развитие отечественных технологий. Благодаря нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика» планируют увеличить вклад МСП в это направление — нарастят объем закупок у малых технологических компаний, поддержат выпуск облигаций для финансирования инновационных проектов, обеспечат льготное кредитование. Для технологического сектора господдержка особенно актуальна: чтобы функционировали такие предприятия, как правило, нужны серьезные вложения.

Курс на укрупнение
С помощью нового нацпроекта планируют создать условия для укрупнения субъектов МСП, чтобы бизнес мог реализовывать более сложные проекты и разрабатывать инновационные продукты. Будет стимулироваться переход из микробизнеса в малый и средний. Уже снижены барьеры для открытия микропредприятий. Дальше — больше: нужно продлить срок жизни компаний и сделать бесшовным переход в более крупные категории.
Пока что мешает сокращение налоговых льгот и рост административной нагрузки — как раз ими сопровождается укрупнение. Несмотря на это, есть и успешные кейсы: всего за год 26 тыс. микропредприятий выросли до уровня малых (а девятьсот из них даже перешагнули через ступень — сразу до средних) благодаря мерам поддержки нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Эксперты предлагают и другие варианты мер по развитию МСП, например расширение кооперации крупного бизнеса и МСП. На этот счет высказывался Никита Салтанюк, руководитель региональной IT-компании Program Tactics: «Один из форматов работы малого бизнеса — поддержка деятельности крупного бизнеса. Чтобы малые и средние бизнесы не сходили с этой орбиты, нужно подсвечивать ниши, в которых для них есть интерес».
Для большой ответственности нужна большая сила
Так как роль предпринимателей в России меняется и усложняется, им не обойтись без новых компетенций, отмечают участники доклада. Востребованы как hard skills (знания основ ведения бизнеса, развития клиентского сервиса, эффективной организации бизнес-процессов), так и софты (способность делегировать, принимать решения в условиях неопределенности).
Для развития востребованных навыков нужны новые схемы обучения. Они предполагают бесшовность образовательного процесса с последующим запуском собственного дела. В российских школах появляются предпринимательские классы и соответствующие предметы. Например, такие занятия проводятся в Гимназии МГУ.
Вузы не отстают — в программе инновационного менеджмента «Школы инноватики и предпринимательства» «Высшей школы экономики» студенты учатся управлять инновационным бизнесом. Они тренируют навыки корпоративного предпринимательства, управляют стартапами и изучают новые подходы, которые позволят им преодолеть неопределенность современного рынка.
В университетах следует и дальше развивать практико-ориентированные программы по предпринимательству и увеличивать число студенческих акселераторов. Но этим работа с вузами не ограничивается. Важным этапом здесь станет коммерциализация научных разработок. Уже есть успешные примеры: лаборатория химфака МГУ загружена на 80% заказами и разработками технологий для крупного бизнеса.
Конечно, нужно усиливать образовательную деятельность с помощью стажировок — их уже организуют некоторые крупные компании.
Наконец, чтобы воспитывать предпринимателей нового поколения, важно работать и над профильным бизнес-образованием: увеличивать число бизнес-школ, параллельно развивая государственные образовательные центры, и при этом адаптировать обучающие программы под современные реалии.
Все эти изменения в господдержке и в просветительской деятельности сводятся к тому, что у предпринимателя в России появляется новая миссия — быть творцом, который развивает мир и страну, делая их лучше. Для государства это будущие первопроходцы в своих нишах, социально ответственные люди, которые двигают вперед отечественные технологии. Поэтому и поддержка для такой важной миссии должна быть соответствующая.