Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Спецпроекты • Партнерский материал • 1 апреля 2024

«Мы делаем „ВКонтакте“ проще» — каким продуктовая команда видит будущее соцсети


По данным Mediascope за февраль 2025 года, месячная аудитория «ВКонтакте» превышает 93 млн пользователей в России, 59 млн из них заходят в соцсеть каждый день. «Инк.» попросил директора направления продуктового развития соцсети (на момент подготовки интервью; с марта 2025 года отвечает за опыт зрителя в «VK Видео») Вадима Дорохова рассказать о главных изменениях во «ВКонтакте».

Кто такой Вадим Дорохов

Вадим Дорохов присоединился к команде «ВКонтакте» в 2010 году в качестве разработчика. Отвечал за разработку медиасервисов и построение команды разработки «ВКонтакте». С 2017 года лидировал продуктовое развитие части сервисов социальной сети. С 2025 года сосредоточился на развитии зрительского опыта «VK Видео».

В конце прошлого года вы обновили дизайн ленты «ВКонтакте». В комментариях часть пользователей негативно на это отреагировала. Как вы оцениваете такую реакцию?

С пониманием. Трудно с ходу вспомнить масштабный редизайн крупной российской или международной компании, на который пользователи отреагировали бы безапелляционно позитивно. Крупное изменение сервиса, которым люди пользуются каждый день, — небольшой стресс. Как правило, после периода адаптации новый дизайн воспринимается как привычный, пользователи начинают осознавать его преимущества и через некоторое время о старом варианте забывают.

Мы подходим к изменениям рационально, ориентируемся на исследования текущих и будущих потребностей пользователей. Для этого проводим широкие исследования и фокус-группы, анализируем результаты и после этого принимаем решение. Сейчас мы видим, что пользователи активнее реагируют на контент в новой ленте, — подписки на сообщества из нее выросли уже на 20%.

Правильно понимаю, что контент — сейчас ключевой фокус?

Один из. Мы обновили стратегию «ВКонтакте» — теперь в ней два основных сценария.

Первый — развитие медиаконтента. Видео — основной формат медиапотребления последних лет. Чтобы упростить доступ к этому контенту, мы оптимизируем количество действий, которое пользователю нужно совершить. Иначе говоря — мы делаем «ВКонтакте» проще.

Второй сценарий — поддержание социального контекста. Одна из главных причин, по которой люди пользуются соцсетью, — это общение пользователей друг с другом. Нам всем важно быть включенным в жизнь друзей, понимать, что у них происходит, следить за авторами, делиться новостями из своей жизни. Мы сфокусированы на развитии группового общения и развитии новых форматов в этой части.

Количество опубликованных клипов в четвертом квартале 2024 года увеличилось в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а число создателей контента — на 72%.

О главном типе контента. Вы заявляли, что общее время просмотра контента в «VK Видео» выросло в четыре раза по сравнению с началом 2024 года. За счет чего?

За счет рекомендаций контента и поиска. Во-первых, мы внедрили новую рекомендательную систему, которая лучше понимает интересы пользователей и предлагает подходящий контент. Система поддерживает баланс между знакомым контентом и новым, чтобы зритель всегда мог расширить предпочтения и не скучать. Система также определяет долгосрочные и краткосрочные интересы пользователя. Например, она видит, что вы периодически смотрите и лайкаете образовательный контент, а в конкретный период много искали и смотрели видео на тему путешествий. Алгоритмы учтут ваш интерес в моменте и будут активно предлагать новые ролики про туризм, но продолжат рекомендовать и обучающие видео.

Во-вторых, мы наполняем платформу большим количеством контента. Любителям спорта предлагаем трансляции матчей и состязаний. Для детей у нас, помимо мультфильмов, есть целая линейка обучающих интерактивных видео. В 2024 году мы выпустили более 3 тыс. единиц эксклюзивного контента.

В «VK Видео» постоянно приходят новые контентмейкеры. Каждый может найти на нашей платформе контент на свой вкус: видео от блогеров, обзоры на технику или автомобили, музыкальные клипы, видеорецепты, DIY-ролики.

Кроме «VK Видео», у вас есть и «VK Клипы». Эти сервисы не конкурируют между собой?

Короткий контент подразумевает другое пользовательское поведение по сравнению с большими форматами. Если у вас всего 10 свободных минут, вы даже не станете открывать длинные видео, — все равно не успеете посмотреть. За то же время с помощью клипов вы зарядитесь полноценной дозой эндорфинов. Каждый день в «VK Клипы» заходят более 33 млн человек, а среднесуточные просмотры на платформе выросли до 3 млрд.

Начать развиваться как автор на новой площадке — сложно. Как вы привлекаете креаторов?

Креаторам нужна поддержка, и мы подсказываем им, что делать для быстрого старта. У нас есть «Школа авторов VK», где мы даем им рекомендации, как делать качественный контент в разных форматах, использовать инструменты платформы, уверенно держаться перед камерой, придумывать вирусные идеи, находить аудиторию и зарабатывать на своем творчестве.

На привлечение авторов работает и продуктовая разработка. В «VK Видео» мы сделали 200+ продуктовых обновлений за год, из них многие рассчитаны на авторов. Например, мы дали им возможность связывать клипы с длинными видео, чтобы короткие ролики выступали в роли тизера, по которому зритель может перейти на полноценный выпуск. Предложили авторам настройку плейлистов на «Главной», возможность установить уникальную обложку для своей страницы с видео, закрепить в топе нужный ролик. У нас было и десятки других нововведений.

Среднесуточное количество просмотров «VK Видео» за четвертый квартал 2024 года выросло год к году на 18% и составило 2,74 млрд.

А денежная мотивация какую роль играет?

Монетизация — это результат, а не первопричина творчества. И в достижении результата мы активно помогаем. «ВКонтакте» в первую очередь соединяет авторов с аудиторией, чтобы потом они могли предлагать свой медийный ресурс рекламодателям. Для такого «мэтча» у нас есть платформа VK AdBlogger. Авторы могут сами назначать цены на свои услуги, а рекламодатель выбирает подходящие кандидатуры по тематике контента, статистике просмотров и стоимости услуг. Или инструмент для прямого взаимодействия с подписчиками VK Donut, с помощью которого поклонники могут оформить ежемесячную подписку и поддерживать автора. За 2024 год VK Donut принес авторам больше 1 млрд руб.

Кроме посредничества, мы предлагаем и выплаты за контент. Авторы длинных видео могут подключить монетизацию и получать от 50 до 80% дохода платформы от показов рекламы в их роликах. Недавно мы запустили «Фонд оригинальных авторов» — новую программу поддержки начинающих контентмейкеров. Самые креативные и активные будут получать ежемесячные выплаты от VK.

В самом начале вы говорили, что, помимо фокуса на медиаконтенте, вы также делаете ставку на социальный контекст, общение. Какие сервисы вы для этого развиваете?

Наша задача — дать пользователям возможность находить точки соприкосновения через контент. Ключевой сервис соцсети, в котором пользователи делятся друг с другом постами, музыкой, клипами, видео, — это мессенджер. За прошлый год мы расширили его функциональность и повысили скорость работы, чтобы пользователям было комфортно чатиться и шерить с друзьями контент. В 2025 году мы будем развивать сервис как один из инструментов, который авторы используют для коммуникации с подписчиками.

Другой инструмент «ВКонтакте» для социального взаимодействия — истории. В 2024 году мы сфокусировались на улучшении их ранжирования. Мы хотим, чтобы с помощью историй пользователи не только находили интересный контент, но и обменивались эмоциями с друзьями и близкими по духу людьми.

И отдельный сервис — «VK Знакомства». Во «ВКонтакте» мы даем пользователям возможность найти общие темы и контент для обсуждения, в нашем дейтинге мы тоже стремимся объединить людей со схожими интересами. Благодаря алгоритмам рекомендаций каждый пользователь в первую очередь видит анкеты, которые могут быть интересны конкретно ему.

Средняя месячная аудитория «VK Знакомств» в четвертом квартале 2024 года достигла 4,6 млн пользователей, а выручка сервиса выросла на 68% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Если говорить про соцсети в целом, каким видится их будущее? Не думаете, что со временем сам формат изживет себя?

Нет, я так не думаю. Социальные сети построены вокруг общения людей, которое никуда не денется. Могут меняться форматы этого взаимодействия, типы контента и темы, которые пользователи обсуждают. И вместе с этими изменениями потребностей будет меняться и «ВКонтакте».

Реклама. ООО «В Контакте», ИНН 7842349892, erid: 2Vtzqunuu9z