22 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

С оглядкой на будущее: как частные российские компании продвигают экологичное производство

Текст: Дмитрий Левин

Иллюстрации: Кирилл Клиппеншейн


В 2015 году страны — участницы ООН приняли 17 Целей устойчивого развития, направленных на улучшение благосостояния людей и защиту планеты. Достижение этих целей, в числе которых ответственное потребление и производство, а также борьба с изменением климата и сохранение экосистем суши и моря, невозможно без участия бизнеса. На 26-й сессии Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26), недавно прошедшей в Глазго, обсуждали неутешительные прогнозы: если государства не приложат больше усилий, предотвратить экологическую катастрофу не удастся. Inc. Russia рассказывает о трёх компаниях — резидентах «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), которые поддерживают развитие экологичного производства в нашей стране.

Спрос на ответственность

В конце ХХ века стало очевидно, что привычный экономический уклад исчерпал себя — ничем не ограниченное использование природных ресурсов поставило планету на порог экологического кризиса. Опубликованный в 1972 году доклад «Пределы роста» нарисовал удручающую картину: если ничего не изменится, впереди человечество ожидают не только экологические, но также крупные социальные и экономические потрясения.

Несколько десятилетий спустя многие проблемы так и оставались неразрешёнными, а обеспокоенность вопросами окружающей среды росла. В 2015 году было заключено знаковое Парижское соглашение. Чтобы удержать рост средней глобальной температуры и в конечном итоге построить климатически нейтральный мир, государства договорились о необходимости сокращения антропогенных выбросов. Человечество наконец признало, что развиваться дальше, не учитывая интересы будущих поколений, невозможно.

Подразумевающий это термин sustainability (на русский переводится как «устойчивость») уже долгое время играет ключевую роль в экологической повестке. Обретшие сознательность потребители меняют поведение, чтобы снизить ущерб окружающей среде (например, следуют принципу 3R: reduce, reuse, recycle), — и, самое главное, требуют, чтобы компании, снабжающие их разнообразными благами, точно так же несли ответственность за достижение устойчивого будущего.

Еще в 2000 году с подачи Кофи Аннана, бывшего Генерального секретаря ООН, была создана инициатива «Глобальный договор». Она объединяет компании, демонстрирующие ценностно-ориентированный подход к ведению бизнеса, а именно отказ ставить прибыль выше интересов конкретных людей и планеты в целом. Двадцать лет спустя это в первую очередь выражается в следовании принципам ESG, где E (Environmental) означает ответственное отношение к окружающей среде, S (Social) — высокую социальную ответственность, а G (Governance) — качество корпоративного управления.

Мысль об ответственности бизнеса находит поддержку у людей всех возрастов, хотя особую роль в её закреплении, судя по всему, сыграли миллениалы. Считается, например, что именно они на протяжении 2010-х больше других повлияли на рост популярности ESG-инвестиций — форму инвестирования, которая ставит на первое место вклад компании в развитие общества.

Пандемия COVID-19 в очередной раз напомнила, насколько современный мир далёк от устойчивости. На этом фоне ESG-фонды (то есть фонды, которые придерживаются одноимённых принципов) продолжили расти: только за три первых месяца 2020 года они привлекли 45,6 миллиарда долларов. Эксперты прогнозируют, что в течение двух следующих десятилетий объём денежных средств, содержащихся в таких фондах, может составить около 50 триллионов долларов.

Сегодня ESG-фонд может запросто отказаться сотрудничать с бизнесом, не заинтересованным в следовании целям устойчивого развития. Таким образом, если компания хочет быть успешной на рынке, соблюдение принципов ESG становится если не обязательным, то как минимум желательным условием.

Олег Перцовский
директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»:

Есть инвесторы, потребители и другие стейкхолдеры, для которых важен сам факт вложения в проекты ESG. Пока это не очень распространено в России, но в тренде за рубежом. Даже если инвестор ориентируется исключительно на деньги и рост капитализации, может оказаться так, что его компания, не соответствующая критериям устойчивого развития, понесёт убытки из-за того, что либо спрос на её продукцию упал, либо её оштрафовали, либо она получила более дорогое финансирование, либо для неё дороже обошлись страховые продукты. В результате это оказывает влияние и на финансовые показатели. Пока это не так масштабно видно в России. Но это уже проявляется, особенно если посмотреть на количество круглых столов на эту тему. Представители как финансового, так и реального сектора начинают думать и обсуждать: куда вкладываться, можно ли дополнительно инвестировать в себя, чтобы стать более экологичным.

Не оставляя следов

Развитые и некоторые развивающиеся страны постепенно внедряют возобновляемые источники энергии (ВИЭ), хотя их доля остаётся незначительной: мировая экономика до сих пор на 80% зависит от ископаемых источников энергии. Одна из задач бизнеса, следующего принципам ESG, — это сокращение и компенсация экологического следа, то есть уменьшение воздействия на окружающую среду и борьба с изменением климата.

Большинство крупных компаний по всему миру стремятся к углеродной нейтральности. Наиболее эффективный способ добиться этой цели — сократить до нуля прямые выбросы, переходя на альтернативные источники энергии. Такой путь требует значительных финансовых вложений, и далеко не все компании готовы перестраивать цепочки производства — куда выгоднее оказывается просто-напросто компенсировать объём выбросов CO2. Рынок управления углеродным следом растет. К 2025 году его объём может составить 12,5 млрд долларов.

Компании инвестируют в проекты, уменьшающие количество углерода в атмосфере, или обращаются к подрядчикам, которые предлагают различные способы компенсации экологического следа — от посадки деревьев до интеграции плагинов, с помощью которых потребители могут рассчитать и оплатить углеродный след. В 2020 году объём рынка добровольной компенсации составил 305,79 миллиона долларов. Согласно прогнозам аналитиков, к 2027 году он может вырасти более чем в два раза.

В начале 2021 года на рынок добровольной компенсации вышла технологическая компания Offsetted, предложив собственную платформу для мониторинга и компенсации экологического следа. Компания собирает данные о производственных и бизнес-процессах, создает на их основе цифровой двойник предприятия и анализирует источники, а также объём выбросов и отходов по всей цепочке производства. Это позволяет рассчитать углеродный и другие фракции экологического следа. Затем компания помогает сформулировать цели по устойчивому развитию, предлагает клиенту точки сокращения эмиссий или способы их компенсации через инвестиции в проекты «зелёной энергетики».

Одно из главных преимуществ платформы заключается в том, что компания в реальном времени получает данные, отражающие влияние на экологию. «Можно в один клик компенсировать экослед и сделать углеродно-нейтральный контракт, — объясняет генеральный директор Александр Лазаренко. — Такие решения позволяют компаниям показывать добавленную стоимость товаров». Offsetted запустила пилотные проекты в текстильной и пищевой промышленности в России и за рубежом, а также ведёт переговоры о совместных проектах с крупными организациями в сфере логистики, финансового сектора, нефтехимической промышленности и стройматериалов.

Хотя у компании есть клиенты в России, Offsetted планирует обратить большее внимание на европейский рынок. «Там не нужно доказывать ценность продукта. Люди в принципе не спрашивают, зачем это надо, — говорит Лазаренко. — Там и компании, и потребители больше готовы к тому, чтобы доплачивать за экологию». Тем не менее он уверен, что спрос на компенсацию углеродного следа в нашей стране в ближайшие годы будет расти.

Отдельной трудностью становится выбор проектов для компенсации углеродного следа — в России компании не всегда могут предоставить нужные документы, сетует Лазаренко. Кроме того, если по углеродным квотам международные стандарты уже существуют, то для пластика или текстиля — пока нет. «Приходится доказывать клиенту, что компенсаторные проекты действительно делают свою работу», — объясняет он. Впрочем, сомнения в эффективности проектов «зеленой экономики», число которых множится вместе с увеличением рынка, встречается и на международном уровне. По мнению Лазаренко, это совершенно нормально — как и с любыми рынками, необходимо внимательно отфильтровывать партнёров.

Возвращение в цикл

Важным пунктом в ESG-отчётах крупнейших компаний является достижение экономики замкнутого цикла. Эта концепция предполагает, что все отходы будут возвращаться в производство (в случае промышленности — заменяя минеральное сырье) и мусор как явление прекратит существование. Само собой, планете, где перерабатывается всего около 13% отходов, до этой цели ещё далеко, однако локальные успехи могут быть достигнуты быстрее.

Так, например, в металлургии до 2% от всего объёма проката — это окалина, металлические частицы различной толщины, которые отшелушиваются от поверхности изделия в ходе производства. Долгое время окалину хоронили на свалках, выгружали в отстойники и даже обжигали в печах — самой собой, нанося ущерб окружающей среде. Между тем, она содержит от 70 до 80% железа и представляет ценный ресурс. Каждый год металлургические предприятия вырабатывают около 700 тысяч тонн окалины. Однако повторно использовать её без обработки затруднительно: мешает техническое масло, содержание которого в окалине достигает 15%.

Изначально компания «Эко-градиент» занималась очисткой воды от нефтепродуктов. В основе технологии лежали не химические, а физические процессы: кавитация — образование и разрыв пузырьков на границе с нефтью, а также коалесценция — слияние мелких капель нефти в более крупные. Взяв за основу испытанную технологию, «Эко-градиент» предложила металлургическим компаниям технологию очистки окалины с целью её возвращения в производство.

Генеральный директор компании Юрий Хрипко сравнивает этот процесс со стиркой, но без порошков или мыла. «Мы предварительно очищаем окалину в сепараторах с водой, нагретой до 60 градусов, как в стиральной машине, — говорит он. — Только вращаются они со скоростью 20 оборотов в минуту». Затем происходит кавитационная обработка окалины: мелкие пузырьки взрываются и отделяют масляную пленку от поверхности металла. Вместе они уже не слипаются, говорит Хрипко: «Обладая различной плотностью, они расходятся в специально организованном турбулентном потоке в полном соответствии с законом Стокса». Чтобы выделить окалину из потока, дополнительно применяется магнитное поле. И после остаётся только разделить воду и масло.

«В результате нам удаётся получить окалину, содержащую менее 1% масла, — её можно отправлять на переплавку. — рассказывает Юрий Хрипко. — Кроме того, у заказчика остается нефтяной продукт, который можно продать, и пригодная для повторного использования вода». Он отмечает, что внедрение технологии, разработанной «Эко-градиентом», не требует остановки производства или изменения технологического процесса.

Одноразовая проблема

Ежегодно во всем мире образуются около 2 миллиардов тонн бытовых отходов. По данным The World Bank Group, около половины этого мусора — это сухие отходы, составляющие большую часть отходов потребления. На данный момент развитые страны генерируют больше сухих отходов, чем могут переработать, и расплачиваться за это приходится окружающей среде.

В число сухих отходов, помимо прочего, входит пластик, не менее восьми миллионов тонн которого ежегодно попадает в Мировой океан. Часть пластика остаётся на поверхности воды, а мелкие частицы — так называемый микропластик — уходят на глубину, разносятся течениями и оседают в телах морских животных. В конце концов микропластик добирается и до человеческого организма.

Сегодня человечество производит около 320 миллионов тонн пластмасс в год. Более 40% этого объёма составляет одноразовая упаковка — во многом благодаря ей мусор копится особенно быстро. Бороться с одноразовыми пластиковыми отходами можно несколькими способами. Например, запрещать соломинки и пластиковую посуду — или совершенствовать технологии переработки пластика и разрабатывать альтернативы, состоящие из биоматериалов. В отличие от обыкновенного пластика, который разлагается от 100 до 500 лет, биопластики должны наносить меньше ущерба окружающей среде.

Компания «Гринбиотех», основанная специалистами в области переработки полимеров, предлагает собственный продукт на замену традиционному пластику — в первую очередь в области упаковки продуктов. По мнению кандидата химических наук и основателя проекта Ильи Мазина, первая и самая главная проблема существующих на рынке решений — это необходимость переработки синтетических материалов, их сбора и повторного включения в оборот. «Если этим не заниматься, такие материалы, распад которых продолжается в течение многих десятилетий, значительно загрязняют окружающую среду», — говорит он.

Биоразлагаемый материал, на создание которого «Гринбиотеху» потребовалось три года, должен решить эту проблему. Обладая свойствами, аналогичными полиэтилену, в окружающей среде он разлагается до биомассы, воды и углекислого газа под действием природных факторов: света, воды, воздуха и микробиоты. Сейчас разработка находится на стадии активной доработки, отладки опытного процесса и доработки технологии.

Наряду с полностью биоразлагаемым материалом компания предлагает не столь экологичную альтернативу, которая на 60% состоит из традиционного пластика. Продукт на основе биоразлагаемой матрицы будет дороже, чем традиционные полимеры, а потому может быть с трудом воспринят потребителем. «Мы рассудили, что если найдем решение, которое позволит биоразложиться традиционному пластику практически полностью, то сможем существенно снизить нагрузку на окружающую среду, — объясняет Мазов. — Да, это решение не обеспечивает полного разложения, однако если от традиционного пакета через три года остаётся 100%, то от нашего — 10–15%».

Компания рассчитывает на интерес со стороны ретейла — именно там наблюдается наибольшее потребление одноразовой упаковки с низким сроком потребительской жизни. В мире, который движется по пути к изменению модели потребления и постепенному отказу (или хотя бы замене) традиционных «неразлагаемых» материалов на биоразлагаемые, перспективы рынка Илья Мазов оценивает как «очень радужные — с поправкой на текущий энергетический кризис, конечно».

Принуждение к действию

Даже после пересмотра национальных вкладов, определённых в рамках Парижского соглашения, совместных усилий государств недостаточно, чтобы остановить рост среднемировой температуры и предотвратить катастрофические изменения климата. Это было одной из центральных тем 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26).

В преддверии конференции Межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН (IPCC) опубликовала доклад, где подчеркнула, что шанс достичь цели, поставленной шесть лет назад, все-таки есть — но для этого странам необходимо срочно объединить усилия. Надежды на это мало: интересы развивающихся стран, чьи экономики зависят от ископаемых ресурсов, сталкиваются с требованиями развитых государств, значительно лучше подготовленных к переходу на углеродно-нейтральное производство.

Невзирая на разногласия между государствами, бизнесу имеет смысл брать курс на экологичность — от этого уже сейчас может зависеть доступ к инвестициям и рынкам сбыта. А в ближайшем будущем, в том числе благодаря введению углеродного налога, пренебрежение принципами ESG может грозить серьезными убытками. Так или иначе, большинство государств когда-нибудь будут вынуждены сократить антропогенные выбросы до приемлемых уровней. Остаётся надеяться, что для планеты будет не слишком поздно.

Олег Перцовский
директор по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»:

Если несколько лет назад российские инвесторы скептически относились к теме экологии, потому что не видели в этих проектах воздействия на финансовые показатели компании, то в последние годы во всем мире мы наблюдаем резкий рост интереса инвесторов к тематике ESG. Не только потому, что это направление в тренде, — это становится интересным также и с точки зрения привлечения финансов.

Существуют финансовые институты, которые предоставляют льготы компаниям, отвечающим принципам устойчивого развития и имеющим ESG-рейтинги, или даже отказываются финансировать тех, кто им не соответствует. Мы видим, что потребители начинают выбирать продукты компаний, которые заботятся об окружающей среде. Пока это больше проявляется за рубежом, но и в России тоже начинаются такие настроения.

Кроме того, везде, в том числе в России, увеличиваются штрафные санкции для компаний, загрязняющих окружающую среду выбросами, прежде всего традиционными: оксидами серы и азота, аммиаком, сероводородом, тяжелыми металлами и т. д.

Углерод не является загрязнителем в традиционном понимании, оказывая не локальное воздействие на состав атмосферного воздуха в конкретном месте, а влияние на состав атмосферы планеты в целом. В соответствии с законодательством ряда стран, включая Евросоюз, его выбросы также оплачиваются. По мере запуска механизмов трансграничной углеродной корректировки это коснется и наших производителей, по крайней мере тех, кто экспортирует свою продукцию в страны ЕС. Первыми должны стать поставщики стали, труб, цемента и удобрений. Тема экологии перестала быть нишевой и использоваться только в рекламных целях — она начинает оказывать прямое влияние как на текущие финансовые показатели компаний, так и на их капитализацию.